Примерное планирование по курсу "Окружающий мир"

 

Планирование является важнейшим элементом образовательной деятельности школы, поэтому от продуманности и целесообразности работы учителя зависит качество работы отдельного учителя  и всей школы.

Для планирования используются следующие документы: учебный план, учебная программа (типовая), рабочая программа учителя, КТП (календарно-тематическое планирование).

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении.

Основные виды учебных планов в ОУ: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования.

В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.

В рабочем –

·        даётся перечень учебных предметов;

·        определяется порядок и последовательность их изучения;

·        указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения;

·        перечисляются экзамены;

·        устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса.

Структура учебного плана, перечень учебных предметов, их объёмпоследовательность изучения и другие характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.

 Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. 

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. 

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. Включают содержание на все годы обучения по предмету в начальной школе.

На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.

Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта. Рабочая учебная программа является основным документом, которым руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению, подбирая учебно-производственные работы на один учебный год.

Тематическое планирование – модуль, предназначенный для распределения учебной нагрузки и фиксации тем проводимых занятий, дающий возможность автоматического заполнения страницы поурочного планирования в журнале.

Каждый отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Этапы написания планирования:

1. Изучение программы по окружающему миру.

2. Определение оптимальных форм, методов усвоения учебной информа­ции.

3. Составление годового плана - деление материала по полугодиям и четвертям.

4. Составление тематического плана:

-   распределение тем на каждый урок, указание дат.

-   выявление учебно-воспитательных задач каждой темы;

-   определение системы природоведческих понятий;

-   выбор оптимальных форм, средств, методов обучения;

-   конкретизация используемого оборудования, конкретизация домашнего задания.

 Примерная таблица для написания тематического планирования:



 
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например: 
- используемая дополнительная литература; 
- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 
- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками; 
- используемые нетрадиционные формы уроков; 
- необходимое оборудование на уроке и др. 

 Форма календарно - тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения.

Современные тематические планы имеют много колонок, включают панируемые результаты на каждый урок. Попробуйте выполнить планирование на одну четверть в более упрощенном варианте.

Практическая работа

Текст задания: Разработайте календарно-тематический план на четверть (УМК Школа России).


 Требования к работе: Заполненная таблица календарно-тематического плана.

Критерии оценки:

«отлично»:  студент верно распределяет материал учебника на четверть, использует разнообразные виды домашнего задания;

«хорошо»:  студент в недостаточной степени распределяет учебный материал, домашние задания однотипны;

«удовлетворительно»:  студент затрудняется распределить учебный материал, выполняет половину работы;

«неудовлетворительно»: студент не справляется с заданием.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры