Планирование является важнейшим элементом образовательной деятельности школы, поэтому от продуманности и целесообразности работы учителя зависит качество работы отдельного учителя и всей школы.
Для
планирования используются следующие документы: учебный план, учебная программа
(типовая), рабочая программа учителя, КТП (календарно-тематическое
планирование).
Учебный
план –
основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в
учебном заведении.
Основные виды учебных планов в ОУ: базисный учебный
план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный
план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей
Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного
образовательного учреждения) компоненты образования.
В примерном –
приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.
В рабочем –
·
даётся перечень учебных предметов;
·
определяется порядок и последовательность их
изучения;
·
указывается количество часов на каждый предмет в
неделю, в учебный год, за весь курс обучения;
·
перечисляются экзамены;
·
устанавливается режим учебных занятий, структура
учебного года, т.е. график учебного процесса.
Структура учебного
плана, перечень учебных
предметов, их объём, последовательность изучения и другие
характеристики учебных планов устанавливаются на основе дидактических принципов.
Примерная учебная программа –
документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты
содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по
конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.
Учебная
программа –
нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по
учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности
тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую
научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок
теорий, событий, фактов.
Учебные
программы могут
быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые учебные программы разрабатываются
на основе требований государственного образовательного стандарта относительно
той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством
образования РФ и имеют рекомендательный характер. Включают содержание на все
годы обучения по предмету в начальной школе.
На основе
типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные
программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из
требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей
программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент,
учитываются возможности методического, информационного, технического
обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские
учебные программы, учитывая
требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения
учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий,
собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские
учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору
и факультативных.
Рабочая
учебная программа – это
программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к
конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента
стандарта. Рабочая
учебная программа является основным документом, которым
руководствуется учитель, определяя объем знаний и умений, подлежащих усвоению,
подбирая учебно-производственные работы на один учебный год.
Тематическое планирование –
модуль, предназначенный для распределения учебной нагрузки и фиксации тем
проводимых занятий, дающий возможность автоматического заполнения страницы
поурочного планирования в журнале.
Каждый
отчетный период (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей
программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного
материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает
и вносит изменения в календарно - тематический план, обеспечивая условия для
прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных
часов.
Календарно-тематическое
планирование осуществляется на учебный год.
Этапы написания планирования:
1. Изучение
программы по окружающему миру.
2.
Определение оптимальных форм, методов усвоения учебной информации.
3.
Составление годового плана - деление материала по полугодиям и четвертям.
4.
Составление тематического плана:
-
распределение тем на каждый урок, указание дат.
-
выявление учебно-воспитательных задач каждой темы;
-
определение системы природоведческих понятий;
-
выбор оптимальных форм, средств, методов обучения;
-
конкретизация используемого оборудования, конкретизация домашнего задания.
Примерная
таблица для написания тематического планирования:
По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».
В графе
«Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по
данному тематическому планированию, например:
- используемая дополнительная литература;
- содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся;
- запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
- используемые нетрадиционные формы уроков;
- необходимое оборудование на уроке и др.
Форма календарно
- тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения.
Современные
тематические планы имеют много колонок, включают панируемые результаты на
каждый урок. Попробуйте выполнить планирование на одну четверть в более
упрощенном варианте.
Практическая
работа
Текст
задания: Разработайте
календарно-тематический план на четверть (УМК Школа России).
Требования к работе: Заполненная таблица календарно-тематического плана.
Критерии
оценки:
«отлично»:
студент верно распределяет материал учебника на четверть, использует
разнообразные виды домашнего задания;
«хорошо»:
студент в недостаточной степени распределяет учебный материал, домашние задания
однотипны;
«удовлетворительно»:
студент затрудняется распределить учебный материал, выполняет половину работы;
«неудовлетворительно»:
студент не справляется с заданием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий