Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры

2. Виды игра

3. Методика игры

1. РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 В последние десятилетия все чаще раздаются тревожные сигналы, свиде­тельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, у многих детей наблюдаются достаточно выраженные сим­птомы «игровой дистрофии». Игра уходит из жизни ребенка и перестает быть способом освоения социальных отношений и школой становления произвольно­го поведения. Особенно нуждается в игре дети с трудностями в обучении; за­частую для них игра в этом возрасте еще остается ведущей деятельностью.

В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и стано­вится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в са­мостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отхо­дя от стандартного мышления, стереотипа действий позволяет развить стремле­ние к знаниям, создать мотивацию к обучению (С.Л. Рубинштейн).

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональ­ный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отно­шения к объектам растительного и животного мира (С.Н. Николаева). Кроме то­го, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее происходит познавательная деятельность.

Роль игры:

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Обогащение опыта взаимодействия с природой.

3. Развитие познавательного интереса к предмету.

4. Развитие интеллектуальной сферы.

5. Конкретизация и закрепление изученных знаний.

6. Непроизвольное развитие познавательных процессов.

7. Развитие эмоционально-волевой сферы (умение подчиняться правилам, контролировать свою деятельность).

8. Развитие творческих способностей (нестандартный выход из стандартных ситуаций).

9. Отдых от других видов деятельности.

Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами лично­сти, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, мужества, благородства. В ро­левой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к пози­ции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с ре­альными, условиях оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным ре­зультатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким обра­зом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

2. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

 Содержание игр по окружающему миру разнообразно. В отличие от обычных детских игр, возникающих спонтанно, учебные или дидактические игры, вклю­ченные в процесс обучения, разрабатываются учителем.

Природоведческие или экологические игры - это форма (метод) экологического об­разования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участ­ников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и включенности. (Ясвин, Дерябо).

Игру так же можно считать методом обучения.

Виды игр:

1. Дидактические, соревновательные игры направлены на закрепление материала, создают условия для расширения школьниками своего кругозора.

2. Ролевые – разыгрывание ролей на уроке.

3. Имитационные – ролевые игры, моделирующие реальную ситуацию для конкретизации знаний детей.

4. Деловые игры.

5. Интеллектуальные игры – задачи, шарады, головоломки, кроссворды.

  Соревновательные экологические игры.

Это тип игр, основанный на стимулировании активности участников в при­обретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К соревно­вательным экологическим играм можно отнести викторину «Что? Где? Когда?», конкурс «Поле чудес», конкурс кроссвордов, конкурс - марафон и др. Данный вид игр позволяет закрепить полученные ранее экологические знания и попол­нить их в процессе игры новыми сведениями.

Как правило, класс делится на команды, в которых ученики выполняют за­дания учителя. Присутствует дух соревнования, т.к. за правильные ответы дети получают баллы или фишки. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители. 

Ролевые экологические игры

Это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы от­ношений и т.д. (Дерябо, Ясвин). Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Для учащихся 1 - 2 классов могут использоваться игры со сказочными ге­роями. Например, на урок приходит сказочный персонаж - Винни-Пух. Он предлагает ребятам вместе с ним отправиться в «сказочное путешествие», пре­одолевая препятствия. Дети выполняют определенные роли в той или иной си­туации, узнают новое, закрепляют ранее изученное.

Разновидностью ролевой игры в 3-4 классах может стать деловая игра. Она тоже способствует углублению и расширению знаний, но содержательный компонент ее намного серьезнее. Примером такой игры может служить «Эколо­гический суд», где дети выполняют роли судьи, адвоката, обвинителя; есть под­судимые и свидетели.

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, осно­ванную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

 Имитационная игра

Этот тип экологических игр основан на моделировании экологической ре­альности и предметного содержания экологической деятельности (Дерябо, Яс­вин). Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что «они позволяют не просто усваивать содержание учебного материала, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений» (Р.А.Петросова и др.)

Игра развивает навыки принятия решений, анализ ситуаций, планирование действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческо­му применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.

Примером имитационной игры может быть игра «Круговорот воздуха» Для игры потребуются таблички, на одной стороне которых написано СО2 (углекислый газ), а на другой О2 (кислород).

Участники игры делятся на три группы: «растения», «животные» и «воздух». Расте­ния и животные становятся друг против друга, а воздух бегает между ними, держа в ру­ках, лист с надписями. Сначала воздух бегает вокруг растений как углекислый газ, затем, повернув лист другой стороной, подбегает к животным как кислород. Побегав вокруг жи­вотных, в качестве кислорода, воздух, повернув лист, возвращается к растениям в качестве углекислого газа.

 Обучающие (дидактические игры)

Могут быть сюжетные, предметные, соревновательные. Эти игры направ­лены на закрепление материала; они создают условия для расширения школьни­ками своего кругозора. В этих играх ученики получают новые знания и навыки экологически правильного поведения. Дети учатся наблюдать, сравнивать, клас­сифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внима­ние; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, иг­ровое правило, игровое действие.

Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить. На­пример, с помощью игры «Когда это бывает» уточняются знания о сезонных изменениях в природе, формируются представления о временах года; развива­ются наблюдательность, внимание, речь.

Игровое правило - это условия игры. Обычно они формулируются словами «если, то...». Например, учитель объясняет, как будет проходить игра: «Все встают в круг. Я бросаю мяч и говорю слово, например, узкий. Если тот, кому я бросила мяч, поймает его, он может сказать слово с противоположным значени­ем (широкий). Если слово будет сказано правильно, игрок бросает мяч, кому за­хочет и называет новое слово». Игровое правило определяет, что в игре можно делать, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.

Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, ее игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать или передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.

Главным условием для проведения любых природоведческих игр с пра­вилами является наличие у школьников представлений, необходимых для со­блюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организо­вывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторе­ния.К соревновательным играм относятся викторины «Кто я?», «Угадай жи­вотное по описанию» и др.

Игра «Три состояния воды»

Дидактическая цель: закрепить умения учащихся различать три состояния воды.

Ход игры:

Учитель кидает мяч и называет каждому ученику слово: облако, дождь, иней, град, лед, снег, роса, туман, озеро летом, пар. Ученик ловит мяч и отвечает - газообразное, жид­кое или твердое состояние воды.

Подвижные игры

Неотъемлемой частью экскурсии или прогулки могут стать подвижные игры. Сюжет подвижной игры можно связать с темой экскурсии и направить его в русло воспитания экологической культуры школьников. Любая подвижная иг­ра несет в себе дидактические задачи и способствует физическому развитию учащихся.

 Интеллектуальные игры можно выделить в отдельную группу. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес, кроссворды и чайнворды. К ним можно отнести широко известные задачи-загадки.

Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясня­ется их привлекательность для учащихся. Основная цель данной категории игр - развитие логического мышления, кругозора учащихся.

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской, четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

Вопросы:

Каким по счёту примчался к улью заяц? (3)

— У кого была самая маленькая посуда? (У белки)

У кого была самая большая посуда? (У волка)  

— Кто будет есть мед? (медведь)

 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ИГРАМИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНА­НИЯ.

 При подготовке к игре следует ответить на ряд вопросов:

1. Какова цель игры;

2. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры;

3. Как организовать деятельность учащихся;

4. Как остановить игру и подвести итог.

Методика организации игры:

1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который использован во время игры;

2. Наметить роли учеников.

3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы.

4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в ми­нимально короткий срок.

5. Определить место игры на уроке.

6. Определить меры педагогического влияния на играющих. Контроль поведе­ния, физической нагрузки.

7. Обдумать, как начать и когда закончить игру.

8. Способы оценки результатов игры.

9. Решить, как использовать результаты игры.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важ­ных моментах:

   Во-первых, учителю следует исключить порицание и критику во время игры. Остановка во время игры должна быть доброжелательной и спокой­ной;

   Во-вторых, учитель должен играть двойную роль: непосредственно всту­пать в игру вместе с учениками и оставаться объективным наблюдением того, что происходит, нести ответственность за развитие процесса взаимо­действия.

Требования к игре:

1.    Игра не должна отвлекать учеников от урока, являться его частью.

2.    Следует определить место и время игры на уроке.

3.    Следует выбрать правильный темп игры (замедленный или слишком быстрый снижает интерес).

4.    Время игры от 5 до 10 мин.

5.    Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

6.    Безопасность игры.

7.    Использовать занимательный материал.

 Игры онлайн

https://bibusha.ru/

https://kids-smart.ru/

https://www.igraemsa.ru/

https://kupidonia.ru/trenazhery

https://www.igraemsa.ru

https://wordwall.net

https://onlinetestpad.com/ru

https://learningapps.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры