1. Роль игры
2. Виды игра
3. Методика игры
1. РОЛЬ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В последние десятилетия все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии». Игра уходит из жизни ребенка и перестает быть способом освоения социальных отношений и школой становления произвольного поведения. Особенно нуждается в игре дети с трудностями в обучении; зачастую для них игра в этом возрасте еще остается ведущей деятельностью.
В процессе
игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным
участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске
средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний,
необходимых для выполнения практических задач. Отходя от стандартного
мышления, стереотипа действий позволяет развить стремление к знаниям, создать
мотивацию к обучению (С.Л. Рубинштейн).
Усвоение
знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не
оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного
и животного мира (С.Н. Николаева). Кроме того, игра служит как бы переходным
мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее происходит
познавательная деятельность.
Роль игры:
1. Активизация
познавательной деятельности учащихся.
2.
Обогащение опыта взаимодействия с природой.
3. Развитие
познавательного интереса к предмету.
4. Развитие
интеллектуальной сферы.
5.
Конкретизация и закрепление изученных знаний.
6.
Непроизвольное развитие познавательных процессов.
7. Развитие
эмоционально-волевой сферы (умение подчиняться правилам, контролировать свою
деятельность).
8. Развитие
творческих способностей (нестандартный выход из стандартных ситуаций).
9. Отдых от
других видов деятельности.
Играя, младшие
школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в
реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с
проявлением смелости, мужества, благородства. В ролевой игре они начинают
изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в
действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего
ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиях
оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры
является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые
необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно
рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.
2. ВИДЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
Природоведческие
или экологические
игры - это форма (метод) экологического образования, основанная на
развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий
уровень мотивации, интереса и включенности. (Ясвин, Дерябо).
Игру так же
можно считать методом обучения.
Виды игр:
1. Дидактические, соревновательные игры
направлены на закрепление материала, создают условия для расширения школьниками
своего кругозора.
2. Ролевые – разыгрывание ролей на уроке.
3. Имитационные – ролевые игры, моделирующие
реальную ситуацию для конкретизации знаний детей.
4. Деловые игры.
5. Интеллектуальные игры – задачи, шарады,
головоломки, кроссворды.
Соревновательные экологические игры.
Это тип игр,
основанный на стимулировании активности участников в приобретении и
демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К соревновательным
экологическим играм можно отнести викторину «Что? Где? Когда?», конкурс «Поле
чудес», конкурс кроссвордов, конкурс - марафон и др. Данный вид игр позволяет
закрепить полученные ранее экологические знания и пополнить их в процессе игры
новыми сведениями.
Как правило, класс делится на команды, в которых ученики выполняют
задания учителя. Присутствует дух соревнования, т.к. за правильные ответы дети
получают баллы или фишки. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Ролевые
экологические игры
Это тип
экологических игр, основанный на моделировании социального содержания
экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д.
(Дерябо, Ясвин). Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет себе
определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая
поступки конкретного человека.
Для учащихся
1 - 2 классов могут использоваться игры со сказочными героями. Например, на
урок приходит сказочный персонаж - Винни-Пух. Он предлагает ребятам вместе с
ним отправиться в «сказочное путешествие», преодолевая препятствия. Дети
выполняют определенные роли в той или иной ситуации, узнают новое, закрепляют
ранее изученное.
Разновидностью
ролевой игры в 3-4 классах может стать деловая игра. Она тоже
способствует углублению и расширению знаний, но содержательный компонент ее
намного серьезнее. Примером такой игры может служить «Экологический суд», где
дети выполняют роли судьи, адвоката, обвинителя; есть подсудимые и свидетели.
Деловая игра
развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных
знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Имитационная игра
Этот тип
экологических игр основан на моделировании экологической реальности и
предметного содержания экологической деятельности (Дерябо, Ясвин). Важное
достоинство имитационных игр состоит в том, что «они позволяют не просто
усваивать содержание учебного материала, но и дают обучаемым опыт коллективного
принятия решений» (Р.А.Петросова и др.)
Игра
развивает навыки принятия решений, анализ ситуаций, планирование действий на
длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению
знаний и личного опыта, накопленных ранее.
Примером
имитационной игры может быть игра «Круговорот воздуха» Для игры потребуются
таблички, на одной стороне которых написано СО2 (углекислый
газ), а на другой О2 (кислород).
Участники
игры делятся на три группы: «растения», «животные» и «воздух». Растения и
животные становятся друг против друга, а воздух бегает между ними, держа в руках,
лист с надписями. Сначала воздух бегает вокруг растений как углекислый газ,
затем, повернув лист другой стороной, подбегает к животным как кислород.
Побегав вокруг животных, в качестве кислорода, воздух, повернув лист,
возвращается к растениям в качестве углекислого газа.
Обучающие (дидактические игры)
Могут быть
сюжетные, предметные, соревновательные. Эти игры направлены на закрепление
материала; они создают условия для расширения школьниками своего кругозора. В
этих играх ученики получают новые знания и навыки экологически правильного
поведения. Дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем
или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность,
находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.
Дидактическая
игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое
действие.
Дидактическая
цель определяется как
основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания
закрепить, дополнить, уточнить. Например, с помощью игры «Когда это бывает»
уточняются знания о сезонных изменениях в природе, формируются представления о
временах года; развиваются наблюдательность, внимание, речь.
Игровое
правило - это условия
игры. Обычно они формулируются словами «если, то...». Например, учитель
объясняет, как будет проходить игра: «Все встают в круг. Я бросаю мяч и говорю
слово, например, узкий. Если тот, кому я бросила мяч, поймает его, он может
сказать слово с противоположным значением (широкий). Если слово будет сказано
правильно, игрок бросает мяч, кому захочет и называет новое слово». Игровое
правило определяет, что в игре можно делать, а чего нельзя и за что игрок
получает штрафное очко.
Игровое
действие представляет
собой основную «канву» игры, ее игровое содержание. Это может быть любое
действие (добежать, поймать или передать предмет, произвести с ним какие-то
манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Главным
условием для проведения любых природоведческих игр с правилами является
наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры.
Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения
темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется
проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения.К соревновательным
играм относятся викторины «Кто я?», «Угадай животное по описанию» и др.
Игра «Три состояния воды»
Дидактическая
цель: закрепить умения учащихся различать три состояния воды.
Ход игры:
Учитель
кидает мяч и называет каждому ученику слово: облако, дождь, иней, град, лед,
снег, роса, туман, озеро летом, пар. Ученик ловит мяч и отвечает -
газообразное, жидкое или твердое состояние воды.
Подвижные
игры
Неотъемлемой
частью экскурсии или прогулки могут стать подвижные игры. Сюжет подвижной игры
можно связать с темой экскурсии и направить его в русло воспитания
экологической культуры школьников. Любая подвижная игра несет в себе
дидактические задачи и способствует физическому развитию учащихся.
Интеллектуальные игры можно выделить в отдельную группу. К этой
категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады,
головоломки, вызывающие большой интерес, кроссворды и чайнворды. К ним можно
отнести широко известные задачи-загадки.
Интерес
определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес
игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность
для учащихся. Основная цель данной категории игр - развитие логического
мышления, кругозора учащихся.
Пролетела
сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью
прибежал медведь. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с
миской, четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы:
— Каким
по счёту примчался к улью заяц? (3)
— У кого
была самая маленькая посуда? (У белки)
— У кого
была самая большая посуда? (У волка)
— Кто
будет есть мед? (медведь)
1. Какова
цель игры;
2. Какие
умения и навыки будут формироваться в процессе игры;
3. Как
организовать деятельность учащихся;
4. Как
остановить игру и подвести итог.
Методика
организации игры:
1. Выбрать
конкретную тему и подобрать материал, который использован во время игры;
2. Наметить
роли учеников.
3.
Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы.
4.
Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально
короткий срок.
5.
Определить место игры на уроке.
6.
Определить меры педагогического влияния на играющих. Контроль поведения,
физической нагрузки.
7. Обдумать,
как начать и когда закончить игру.
8. Способы
оценки результатов игры.
9. Решить,
как использовать результаты игры.
Для создания
игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:
• Во-первых, учителю следует исключить
порицание и критику во время игры. Остановка во время игры должна быть
доброжелательной и спокойной;
• Во-вторых, учитель должен играть двойную
роль: непосредственно вступать в игру вместе с учениками и оставаться
объективным наблюдением того, что происходит, нести ответственность за развитие
процесса взаимодействия.
Требования
к игре:
1. Игра не должна отвлекать учеников от
урока, являться его частью.
2. Следует определить место и время игры на
уроке.
3. Следует выбрать правильный темп игры
(замедленный или слишком быстрый снижает интерес).
4. Время игры от 5 до 10 мин.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Безопасность игры.
7. Использовать занимательный материал.
https://kupidonia.ru/trenazhery
https://learningapps.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий