Программы по предмету "Окружающий мир", УМК

 Программы и УМК

Программы по курсу "Окружающий мир" составляются в соответствии с принципами.

Общедидактические принципы:

1. Гуманистической направленности. Целостность знаний, синтезирование гуманитарных и естественно-научных знаний.

2. Наглядностти. Использование в силу возрастных особенностей детей наглядного обучения, основанного на конкретных образах (в процессе демонстрации или наблюдения).

3. Доступности. Материал для осознания должен быть понятен, но иметь чрезмерную трудность.

4. Научности. Доступное и убедительное сообщение научных сведений, отвечающих современным требованиям.

5. Систематичности и последовательности. Последовательное изучение понятий и постепенное усложнение (от простого к сложному).

6. Связи теории с практикой. Применение знаний на практике, связь с опытом ребенка.

7. Интеграции. Объединение сведений из различных наук в целях создания целостной картины мира (основы биологии, географии, истории, обществознания и др. наук).

8. Сознательности и активности. Стимулирование познавательной активности детей для самостоятельного и глубокого осмысления знаний.

9. Генерализации знаний. Соблюдение преемственности при изучении материала между дошкольном и школьным образованием, начальным и средним звеном.

Естествоведческие принципы:

1.    Сезонности. Изучение сезонных изменений в природе данной местности.

2.    Краеведческий. Изучение природы, труда и культуры в местности, где живет ребенок, учет национальных особенностей.

3.  Природоохранный. Изучение антропогенных факторов при рассмотрении каждой темы курса.

4. Общеземлеведческий. Биосферный подход – изучение всех тем через соотнесение с географической оболочкой.

5. Экологический. Раскрытие взаимосвязи между явлениями природы, деятельностью человека. Предусматривает всеобщее экологическое образование и формирование экологической культуры.

Авторские принципы

Например, у Н.Ф. Виноградовой есть такие принципы.

1.    Интеграция. Интеграция естествознания, истории и культуры

2.    Дифференциация обучения. Возможность обучения каждого ученика.

3. Педоцентрический. Необходимость построения материала исходя из эгоцентризма первоклассника: я ® семья ® школа ® общество ® природа.

4.    Культурологический.  Формирование общей культуры и эрудиции ребенка.

Некоторые программы следуют определенным принципам, например А.Плешаков выбрал природоохранный и экологический принципы доминирующими.

Любая программа, в том числе и по Окружающему миру имеет определенную структуры:
- пояснительная записка 
- содержание курса
- тематическое планирование
- материально-техническое обеспечение.
В пояснительной записке указываются цели и задачи курса, общая его характеристика. Туда могут быть помещены планируемые результаты за все 4 года обучения, ценностные ориентиры, количество часов, принципы.
Содержание курса делится на разделы и классы с кратким описание, что изучается. 
Тематическое планирование представляет собой распределение учебных тем на классы и на уроки в таблице, с указанием часов.
Материально-техническое оснащение курса - это перечень пособий, учебников и других видов литературы, необходимых для преподавания предмета.

Сущестуют Примерные программы по предмету и типовые. Типовые программы написаны для конкретных УМК
УМК - учебно-методический комплекс, включающий необходимые материалы для преподавания предмета. В него входят учебники, пособия, рабочие тетради, методические материалы, разработки и пр.
По окружающему миру есть несколько УМК.
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, Л.Г. Кудрова.
Рабочая тетрадь, Хрестоматия
УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник "Окружающий мир" – Н.Ф. Виноградова. Рабочие тетради
УМК "Школа России"
Учебник А. Плешакова, рабочая тетрадь, хрестоматия "Зеленые страницы", атлас-определитель "От земли до неба", контрольные материалы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры