Технология организации и проведения урока-экскурсии

План занятия:

  1. Понятие урока-экскурсии.
  2. Виды экскурсий.
  3. Методика организации и проведения экскурсии.

 1.     ПОНЯТИЕ УРОКА-ЭКСКУРСИИ

 Урок-экскурсия – самостоятельная форма учебно-воспитательной работы, основанная на непосредственном восприятии учащимися изучаемых объектов и явлений природы в естественной или искусственно созданной обстановке.

На экскурсии школьники получают знания в процессе непосредственного наблюдения рассматривания объекта реальной действительности.

Экскурсии в природу занимают важное место в программе начальной школы по природоведению. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение природоведения. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в ходе экскурсии представления, понятия собранные натуральные предметы широко используются на последующих уроках.

Существует ряд экскурсий, которые не планируются программой. Они проводятся после уроков и носят познавательный характер.

Экскурсии должны решать ряд задач:

1. Экскурсии имеют большое познавательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях школьники проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Наблюдение объектов и явлений природы на экскурсии создает прочную научную основу для формирования диалектико-материалистического мировоззрения у младших школьников.

2. Экскурсии имеют воспитательное значение: убеждают учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует у них формированию патриотических и эстетических чувств. Экскурсии способствуют экологическому воспитанию учащихся - формируют способы взаимодействия учащихся с природой.

3. Экскурсия способствует развитию познавательных процессов младших школьников, устной речи, самоконтроля и саморегуляции, познавательных интересов, формированию УУД.

 2.     ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ

 Экскурсии по природоведению бывают вводными, текущими и обобщающими.

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в начале сезона «Осенние изменения в природе».

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Примером такой экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление с особенностями местного водоема».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали ранее. Например, в конце осени можно посетить лес и выяснить, насколько учащиеся усвоили особенности жизни растений и животных осенью, насколько верно они умеют различать виды растений, их части.

Н.Ф. Виноградова предлагает следующие тематические группы экскурсий по природоведению и окружающему миру:

1. Экскурсии в природу (в парк, лес, на водоем, в поле) с целью изучения сезонных изменений, жизни растений и животных; сообществ. Эти экскурсии сопровождаются фенологическими наблюдениями, которые осуществляются по сезонам.

2. Экскурсии, знакомящие с сезонным трудом людей (уборка урожая, пахота, огородные и садовые работы, уборка листвы и снега). Эти экскурсии так же связаны с фенологическим наблюдениями.

3. Учебные экскурсии, связанные с изучением материала учебника. Они способствуют расширению знаний о понятиях, получаемых на уроках природоведения.

4. Экскурсии, раскрывающие вопросы охраны и сохранения природы в естественно и искусственно созданных условиях (зоопарк, теплица, заповедник, зимний сад, уголок природы)

5. Экскурсии, знакомящие с различными профессиями и трудом людей (завод, фабрика, библиотека, театр и пр.)

6. Экскурсии, посвященные изучению достопримечательностей родного края - краеведческие (памятники архитектуры, музеи, памятники великим людям, мемориалы)

7.Экскурсии по историческим местам родного края (историко-художественные памятники, места сражений, мемориалы).

По формам проведения экскурсии можно разделить на следующие виды;

  • учебная экскурсия
  • прогулка
  • экскурсия-путешествие
  • сюжетная экскурсия
  • экскурсия с использованием экологической тропы
  • экологическая экспедиция.

Учебные экскурсии направлены на знакомство с определенными понятиями, связанными с изучением курса природоведения в начальной школе. Примером такой экскурсии может быть экскурсия на тему «Поверхность нашего края». Но в задачи любой учебной экскурсии должно входить воспитание у учащегося экологической культуры. Данная экскурсия будет посвящена изучению понятий «холм», «овраг», поэтому целесообразно учителю подвести детей к осознанию причин возникновения оврагов и роли человека в этом процессе.

Экологические прогулки - небольшие по объему экскурсии, где дети имеют возможность осуществлять кратковременные наблюдения за сезонными изменениями в природе или жизнью растений и животных.

Экскурсия- путешествие носит образовательный характер, т.к. знакомит учащихся с определенными явлениями и объектами природы, например, «Путешествие в зимний лес», путешествие по местам Белогорья (выездная экскурсия). Разновидностью экскурсии-путешествия может быть виртуальная экскурсия.

Сюжетная экскурсия  - экскурсия, где  присутствуют определенные сказочные герои, которые «направляют» деятельность школьников своими заданиями. Экскурсия может проводиться по «станциям», на которых детей встречает сказочный герой (переодетый в костюм или вымышленный). На каждой станции дети получают задания пронаблюдать явления.

Экологическая тропа - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. На выбранном маршруте каждый сезон осуществляются наблюдения на определенных станциях за конкретными объектами, расположенными на тропе.

Экологическая экспедиция – форма работы с более старшими учащимися. Предполагает выполнение элементарной исследовательской работы в виде  ролевых заданий для «ботаников», «зоологов» и т.д.

3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Эффективность экскурсий зависит от подготовки к ним. Каждую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее.

Несколько важных аспектов, которые учитель должен иметь в виду при организации и проведении экскурсий:

1. Эмоциональная сторона.

Учителю необходимо стараться поддерживать у детей то эмоциональное состояние, которое вызвано экскурсией. Стиль общения должен быть обязательно доверительным, мягким, задушевным. Школьникам следует предоставить возможность общения с наблюдаемым объектом.

2. Содержательная сторона экскурсии.

Ее составляют четко намеченная цель и программа наблюдений. Учитель должен продумать перечень объектов которые ученики будут рассматривать, систему и последовательность вопросов, содержание знаний.

3. Организационная сторона экскурсии.

Она выражается в четко продуманном плане организации экскурсии.

Действия учителя должны быть следующими:

1. Определить тему экскурсии.

2. Определить задачи экскурсии.

3. Выбрать место экскурсии.

4. Разработать экскурсионный маршрут.

5. Посетить место экскурсии для знакомства с ним.

6. Продумать содержание экскурсии: какие понятия будут включены в экскурсию, какие методы будут использоваться. Какие дети получат задания.

7. Отобрать наиболее интересные объекты для демонстрации и и самостоятельного наблюдения учащихся.

8. Определить места остановок для отдыха.

9. Подготовить необходимое оборудование для экскурсии.

10.Составить план и подробный конспект экскурсии.

 Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы (этапы урока):

  1. Мотивационный этап.  
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (выявление примет времени года, проблема - можем ли мы пронаблюдать все это в классе?)
  3. Фиксирование затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения Постановка цели, задач экскурсии. Обсуждение правил поведения в природе.
  5. Реализация построенного проекта. Наблюдение под руководством учителя.

1- наблюдение за неживой природой (высота солнца над горизонтом, температура воздуха, осадки, ветер, облачность, почва);

2- наблюдение за растениями (деревья, кустарники, травы);

3- наблюдение за животными, беседа о них (насекомые, птицы, пресмыкающиеся и земноводные, млекопитающие).

6. Закрепеление - повтроение по вопросам

7. Самостоятельная работа - самостоятельное наблюдение в группах

8. Включение знаний в систему - игры, викторины. Сбор природного материала (не обязательно)

9. Рефлексия (итоговая беседа в классе и рефлексия)

 Учащиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на группы для лучшего управления или в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, распределяет между группами задание для самостоятельной работы. 

На экскурсиях учитель часто использует инструктаж. Учитель должен проинструктировать учеников, как вести себя в природе. Для этого лучше провести беседу и выявить уже имеющиеся знания детей и познакомить с новыми правилами бережного отношения к природе. Инструктаж проводится при организации самостоятельной работы.

 На экскурсии учитель использует определенные методы: беседу, рассказ, наблюдение.

Беседа представляет собой диалог учителя и учащегося, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану. В процессе проведения экскурсии, только та беседа дает необходимый педагогический эффект, которая будет иметь четкие, ясные, построенные в строгой логической последовательности вопросы. Вопросы не должны требовать односложных ответов «да» или «нет»; например: в нашем лесу растет береза? Беседа должна содержать проблемные вопросы, заставляющие детей думать. Беседа в конце экскурсии поможет выяснить, насколько материал учащимися был усвоен.

Рассказ - это систематическое изложение фактического материала. Рассказ по форме изложения должен быть простым и доступным, красочным и эмоциональным, способным возбуждать интерес и активность мыслительной деятельности учащихся; не должен занимать много времени на экскурсии, так как к нему теряется интерес.

В ходе экскурсии можно использовать народные приметы, загадки и пословицы.

 Основным методом на экскурсии является наблюдение. Важно умело организовать проведение наблюдений. Для этого необходимо иметь четкий план действий,  предлагать детям конкретные задания и вопросы. 

Для организации самостоятельного наблюдения можно использовать карточки-задания. Например:

1. Осмотри снег на поляне и в лесу. Что произошло с ним по сравнению с зимой? Почему?

2. Пронаблюдай, куда течет ручей талой воды? Наносит ли вред ручей почве? Как?

После проведения самостоятельного наблюдения учитель должен обязательно проверить, как выполнена работа. Учителю необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценку.

Приемы: сравнение, обобщение, анализ и синтез, классификация, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей, зарисовывание, фиксирование результатов наблюдения, коммуникация, комментирование).

Особое место следует уделить сбору природного материала. Воспитывая экологическую культуру учащихся, учитель должен ограничить его сбор, объясняя это тем, что лесу очень нужны листья, желуди и шишки. А в классе можно взять только самое необходимое. Естественно природный материал следует собирать с земли, а не с деревьев и кустарников, причиняя природе вред.

Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты обсуждают в классе. Собранный природный материал может пойти на изготовление поделок, а осенние листья станут украшением класса. Их можно использовать для тематической аппликации, используя листовые пластинки как части тела.

В заключение экскурсии можно использовать занимательные задания, викторины, конкурсы, игры. Этот вид работы не позволит детям утомиться, будет способствовать закреплению полученных знаний.

Следует помнить, что экскурсия по времени не должна превышать продолжительности урока, чтобы дети не переутомились.

Экскурсия может считаться законченной, когда подведены ее итоги. Итоги могут быть подведены в игровой форме или в форме обобщающей беседы.

 Посмотрите фрагмент экскурсии, обратите внимание, как ведется беседа, как учитель последовательно идет от блока к блоку.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЭКСКУРСИИ

«Осенние изменения в жизни растений и животных»

1.  Осенние наблюдения  можно проводить в конце  сентября, или в  октябре, когда в природе наступила золотая осень. Данный период наиболее четко дает возможность проследить основные приметы осени. Экскурсию следует проводить в лесу или в парке.

2Необходимо организовать наблюдение за изменениями  в неживой природе, проследить закономерности в следующих явлениях: уменьшением светового дня и высотой солнца над горизонтом, появлением первых заморозков, понижением температуры воздуха, присутствие облачности и холодных затяжных дождей.  При наблюдении за неживой природой дети должны уяснить, что зима и лето – это основные времена года, а весна и осень – промежуточные, когда природа изменяется в следствие потепления или похолодания.

3. Учитель акцентирует внимание детей на изменения, которые произошли в жизни растений с приходом осени. Производятся наблюдения за следующими явлениями:  изменение окраски листьев, листопад, образование почек, позднее цветение травянистых растений, распространение семян и плодов. Целесообразно объяснить учащимся причины запрета сборов растений, семян и плодов в большом количестве. 

4. Необходимо организовать наблюдение за изменениями в жизни насеко­мых и птиц  с приходом осени, их поведением и питанием. 

5. Целесообразно провести беседу об изменении в жизни других животных, за деятельностью которых нельзя пронаблюдать: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, млекопитающие.

5.     В конце экскурсии организуется самостоятельное наблюдение детей.

На экскурсии с детьми следует постоянно активизировать внимание детей, использовать занимательный материал, часто менять виды деятельности во избежание переутомления. Следует использовать экологические игры.

 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Конспект экскурсии пишется как диалог с обучающимися. Учитель в конспекте пишет вопросы, обращенные к детям в колонке таблицы «Деятельность учителя». В колонке «Деятельность обучающихся» пишутся предполагаемые ответы детей, их деятельность. В колонке «Методические примечания» помещается перечень методов и приемов на данном этапе, средства, используемые на экскурсии, формы работы.

 Примерное содержание урока-экскурсии для 3 класса (план)

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ В ГРУППЕ

Практические задания для самостоятельного наблюдения детьми (примерные)

1 группа:

1.     Измерьте температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летними измерениями. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2.     Соберите опавшие листья и определите, с каких деревьев они опали.

 2 группа:

  1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?
  2. Найдите 2-3 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название.

 3 группа:

  1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
  2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них по окраске листья? На каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды и листья кустарников различной окраски.

 4 группа:

  1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?
  2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте: много их или мало. Где они чаще встречаются – на солнце или в тени? Почему?

 5 группа:

  1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый, слабый, сильный).
  2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты, почему?

 6 группа:

  1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом? Почему?
  2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите опавшие с деревьев листья различной окраски.

 7 группа:

1.     Проведите наблюдение за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?

2.     На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.

 8 группа:

  1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много желтых и красных листьев. Почему?
  2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Сделайте гербарий.

 9 группа:

  1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах. Поле, на лугу? Почему?
  2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, к каким деревьям они принадлежат. Сделайте из плодов коллекцию

 10 группа:

  1. Пронаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?
  2. Соберите в пакеты семена травянистых растений для подкормки зимующих птиц.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры