План
1. Требования ФГОС
2. Целеполагание на уроке окружающего мира
1. Требования ФГОС
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
УУД – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных
целей образования, конкретизированную и детализированную в рабочих программах
учебных предметов.
1) личностным, включающим:
формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально значимые качества личности;
активное участие в социально значимой деятельности;
2) метапредметным, включающим:
универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией);
универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация);
универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль);
3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход.
41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
41.1.2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
41.1.3. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
41.1.5. Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
41.1.6. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
41.1.7. Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
42. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
42.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
43. Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования.
Предметные результаты по учебному предмету "Окружающий мир" предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" должны обеспечивать:
1) сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и культуре, природе; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений;
3) первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;
4) развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
5) понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края);
6) умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе практические задачи;
7) приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде;
8) приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов;
9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;
10) приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКАХ
Цель - желаемый результат. Она должна быть ориентирована на умения. Формулируется цель так: создание условий для формирования у младших школьников умений.... через какие-либо действия (работу с учебниками, работу по таблице...).
Например, по теме "Птицы" мы можем написать: создание условий для формирования у мл.шк умений различать птиц разных групп на основе работы с иллюстрациями.
Задачи конкретизируют цель. Их различают образовательные или дидактические, развивающие (коррекционные) и воспитательные.
Образовательные задачи должны соответствовать знаниям и умениям, которые дети получают на уроке (предметным резульаттам). Записывать задачи нужно, используя слова "познакомить", "научить", "дать возможность осознать", они отвечают на вопрос "что должен сделать учитель на уроке?" Например, познакомить мл.шк. с разнообразием птиц; сформирвоать умение различать птиц на основе иллюстраций; сформирвоать представления о способе питания птиц.
Воспитательные задачи соответствуют личностным планируемым результатам. В них учитель пишет, что он хочет воспитывать у детей на уроке. В этих задачах помещается и развитие интереса, мотивации. Например, воспитывать культуру поведения на уроке, усидчивость, трудолюбие, экологическую культуру, развивать познавательную мотивацию и интерес к изучаемому матералу.
Развивающие задачи. Данные задачи направлены на развитие психических процессов обучающихся. Они соответствуют метапредметным результатам обучения. В низ отражены стремления развивать логичексое мышление, память, внимание, устную речь млдаших школьников. Можно указать развитие конкретных операций мышления, например, умения сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи...
Например, развивать логичекое мышление младших школьников (операции сравнения, установления существенных признаков, классификации, обобщения), развивать память и произвольное внимнаие, устную речь, коммуникативные и регулятивные умения.
Планируемые результаты показывают, что ученики демонстрируют на конец урока после изучения нового материала. Для их определения мы используем ФГОС - Раздел 4 Планируемые результаты.
Предметные: знают, умеют, демонстрируют, имеют представление, объясняют...
Например, знают названия птиц России, умеют различать их с помощью иллюстраций, классифицируют птиц по способу питания, приводят примеры.
Личностные: демонстрируют, проявляют, показывают ...
Метапредметные:
- регулятивные: что делают....
- коммункиативные: проявляют, ... взаимодействую в паре, выслушивают мнение...
- познавтаельные: что делают... - умеют анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и т.д.
Практическая работа
Задание: разработать целеполагание к уроку по теме "В царстве грибов", учебник А.Плешакова 2 кл 1 часть.
Требования к работе:
Тема: В царстве грибов
Цель:
Задачи:
Дидактические
Развивающие
Воспитательные
Планируемые результаты:
Предметные
Личностные
Метапредметные
познавательны
коммуникативные
регулятивные
Комментариев нет:
Отправить комментарий