Средства организации учебной деятельности на уроках окружающего мира.

1. ПОНЯТИЕ О МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ И СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Материальная база - система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

База составляет: кабинет с учебным оборудованием, уголок живой природы, пришкольный участок, учебная экологическая тропа, географическая площад­ка.

Средства обучения - совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для передачи и овладения знаниями, умениями, навы­ками, общего развития личности детей.

Средствами обучения включают в себя:

-  учебное оборудование (дидактические раздаточные материалы, демон­страционные и наглядные пособия и приспособления);

- учебно-методический комплект по изучаемому курсу (учебник, учеб­ные пособия, литература)

Оборудование можно разделить на промышленное и самодельное.

Средства обучения активизируют деятельность учащихся, особенно, если они используются для организации предметно-практической деятельности де­тей.

Первыми использовать средства обучения (наглядность) при изучении есте­ствознания призывали В.Ф. Зуев, А.Я. Герд. В 20 веке были разработаны реко­мендации по использованию наглядности и другого оборудования, в том числе и самодельного. В современной методике так же остается ведущим принципом обучения принцип наглядности, т.к. в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление; развивается теоретическое мышле­ние.


Чаще всего в кабинете начальной школы естествознанию отводится определенная часть помещения, включающая в себя:

1. Методический отдел: дидактический материал (карточки с заданиями, игры), методические разработки (планирование, конспекты уроков, внеклассных занятий и экскурсий), литература по естествознанию и краеведению.

2. Учебное оборудование: коллекции, каты, таблицы, ТСО, лабораторное оборудование.

3. Экспозиции: стенды, выставки, уголки.

2. НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1. Натуральные объекты

Живые объекты — это комнатные растения, которые подбираются с уче­том программы по природоведению и их требований к условиям жизни, а так­же животные, которых можно содержать в условиях уголка живой природы или кабинета природоведения. На уроках природоведения широко используются  культурные растения, выращенные на учебно-опытном участке: декоратив­ные, овощные, зерновые и др., а также отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млекопитающие

Неживые объекты используются для проведения лабораторных и само­стоятельных работ, а также как демонстрационный материал на различных за­нятиях. Применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно по­вышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.

К натуральным неживым, или препарированным, пособиям относятся сле­дующие:

Гербарий - это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения деревьев и кустарников, культурных расте­ний, сорняков, медоносных и лекарственных растений, растений различных экологических групп.

Гербарий

Чучела - это натуральные объекты, которые полностью передают все внешние признаки животного (величина, форма, окраска). В начальных классах используются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих.

Чучело птицы


Коллекции - это группа объектов, имеющих общие признаки. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно рассматривать общие и от­личительные признаки, проводить сравнения и сопоставления. Используются коллекции насекомых, листьев, плодов, семян, полезных ископаемых, образцов почв, удобрений, торфа. Коллекции монтируются в специальных коробках, по­этому удобны для использования.

Коллекция полезных ископаемых

Влажные препараты - это объекты, зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах (сахар, соль).

Влажные препараты

Сухие препараты - это натуральные засушенные отдельные органы или це­лые растения и животные. К ним относятся наборы засушенных зерновых, тех­нических или овощных культур, препараты частей вегетативных органов рас­тений, цветков. К ним относят скелеты различных позвоночных животных, на­боры костей и др.

Сухие препараты

2. Искусственные наглядные пособия.

Объемные:

Модель - трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предме­та или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модели бывают монолитными и разборными, действующими и статическими. Напри­мер, теллурий - действующая модель, при помощи которой можно показать, как осуществляется движение Земли вокруг Солнца. К крупным неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора. Это уже будет макет. Макет часто  изображает объект в ученьшенном виде.

Среди разборных моделей широко применяются модели внутренних орга­нов: сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян.

В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластили­на, парафина, картона, бумаги и других материалов.

Теллурий - динамическая модель, демонстрирующая движение Земли вокруг Солнца

Муляж - это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, пере­дающее натуру по внешним признакам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются муляжи плодов, овощей и кор­неплодов. Готовят муляжи фабричным способом из парафина специально для учебных целей. Например, муляжи овощей и фруктов.

Муляжи фруктов и овощей

Аппликации — это одностороннее объемное пособие из пластилина на стекле. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия (барельефы). Например, односторонний торс человека, система органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др.

Барельеф торса человека

Диорама — это объемная картина, на которой виден только ближний (пе­редний) план или его часть. Диорама может быть установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения, на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы.

Диорама

Плоскостные:

1. Динамические дают изображение в движении.

Экранные:

Диапозитивы - фотографическое изображение объектов природы на про­зрачной пленке, предназначенные для демонстрации на экране с помощью про­ектора.

Диафильмы - это фотографическое изображение на позитивной светочувст­вительной пленке (фильм, составленный из диапозитивов).Кадры сопровожда­ются субтитрами. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Мето­дика применения диафильмов в учебном процессе простая, поэтому к их де­монстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило, используются для изучения нового материала. Сечас не используются, т.к. повились презентации.

Презентации должны иметь светлый фон, четкие крупные  картинки, отсутствие анимации. Шрифт читаемый, черный на светлом фоне (30% от площади слайда). Слайды должны иметь одинаковый дизайн, без лишних рисунков, отвлекающих внимание. Все иллюстрации на слайде должны обсуждаться.

Методические рекомендации к применению:

·       проверка оборудования, предварительный просмотр и определения места на уроке;

·       постановка перед просмотром познавательной задачи, решаемой в процессе просмотра;

·       демонстрация кадров по 7-8 шт. с перерывом;

·       обсуждение увиденного.


Экранно-звуковые:

Учебный фильм дает изображение в движении (в действии). Демонстрация цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще назы­вают аудиовизуальными средствами наглядности. Используются видеокассета или диск с учебной программой.

Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в их содержа­ние входит строго отобранный природоведческий материал по определенным темам.

Звуковые:

Грамзаписи применяются при прослушивании голосов птиц, млекопитаю­щих. Используются магнитофонные звуковые записи, граммзаписи. Это вы­ступления ученых, отрывки рассказов путешественников, голоса живой при­роды и другие звуки.

Рекомендации к применению:

§  предварительное ознакомление с содержанием;

§  составление заданий к выбранному фрагменту для стимулирования деятельности детей;

§  продолжительность прослушивания 3-5 мин;

§  обсуждение, выводы по окончании прослушивания.

2. Статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоско­сти.

Удобны для хранения и использования. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидактический материал.

Учебная картина - плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. Например, картины «Холм», «Овраг», «Смешан­ный лес», «Степь», «Белый медведь», «Бурый медведь», и т. д.

Учебная картина

Учебная таблица - наглядное пособие, в котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о конкретном объекте при­роды.

Учебная таблица всегда имеет обучающую информацию. С целью разви­тия активности школьников используют различные типы таблиц: сравнитель­ные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки. Например, «Строение тела человека». К учебным таблицам предъяв­ляются следующие дидактические требования:

·       объекты должны быть достаточно крупные; размеры, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;

·       таблицы должны представлять собой монографическое изображение, поэтому на них может быть один объект, процесс или явление;

·       на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения следует распола­гать в определенной дидактической последовательности; иначе гово­ря, таблицы должны быть «читаемые»;

·       учебные таблицы не должны заменять натуральные объекты, а поэто­му используются как дополнение к ним;

·       все таблицы   и   картины должны   отвечать эстетическим требова­ниям.


Учебные таблицы
Рисунки, иллюстрации. Должны быть высокого качества, иметь эстетический вид, крупные размеры. Лучше всего иллюстрации печатать на тонкой фотобумаге не менее А4. Для работы лучше использовать форографии. С рисунками и иллюстрациями нужно работать, обсуждать их, сравнивать, устанавливать причинные связи. Например, почему у белки шерсть разного цвета? Что она есть?

Диаграмма - плоскостное наглядное пособие, в котором дается графиче­ское изображение числовых соотношений и величин с использованием геомет­рических фигур, линий, схем. Диаграмма должна быть без%, с подписями.

Схема - плоскостное краткое изображение общих признаков. Она может быть в виде рисунка (наброска) или линий. В учебном процессе применяют­ся схематические рисунки учителя и учащихся на доске.
Схема

Географические и контурные карты - изображения на плоскости объекта или отдельных его частей в уменьшенном виде. В начальной школе использу­ют настенные карты, географические атласы, контурные карты, индивидуаль­ные карты в учебниках и рабочих тетрадях. Используют политические, геогра­фические, исторические карты, карту природных зон, климатическую.


3. Разнообразные наглядные пособия используются с помощью соответст­вующего вспомогательного оборудования и технических средств обучения.

В кабинете природоведения необходимо иметь лабораторное и экскурсионное оборудование,

Лабораторное: пробирки, колбы, воронки, химические стаканы различ­ных размеров, чашки Петри, штативы, фарфоровые чашки, пинцеты, ножницы, зажимы, держатели пробирок, воронки, лупы, спиртовки; измерительные при­боры: весы, рулетки, линейки, компасы, термометры.

Экскурсионные: компас, гербарные папки, рулетки, планшеты, коробочки для семян и др.

Самодельное оборудование

Самодельные пособия изготавливаются при нехватке фабричных. Рекомен­довано детям создавать самим наглядные пособия для лучшего усвоения мате­риала.

Пособия должны удовлетворять требованиям:

·  сочетаться с другими средствами обучения;

·  соответствовать возрастным особенностям;

·  иметь соответствующий дизайн, эмоциональность, эстетичность, размер.

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры