1. ПОНЯТИЕ О МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЕ И СРЕДСТВАХ
ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Материальная
база - система
материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.
База составляет:
кабинет с учебным оборудованием, уголок живой природы, пришкольный участок,
учебная экологическая тропа, географическая площадка.
Средства
обучения -
совокупность материальных учебно-методических объектов, используемых для
передачи и овладения знаниями, умениями, навыками, общего развития личности
детей.
Средствами обучения включают
в себя:
-
учебное оборудование (дидактические раздаточные материалы, демонстрационные
и наглядные пособия и приспособления);
- учебно-методический комплект по
изучаемому курсу (учебник, учебные пособия, литература)
Оборудование можно разделить
на промышленное и самодельное.
Средства обучения
активизируют деятельность учащихся, особенно, если они используются для
организации предметно-практической деятельности детей.
Первыми
использовать средства обучения (наглядность) при изучении естествознания
призывали В.Ф. Зуев, А.Я. Герд. В 20 веке были разработаны рекомендации по
использованию наглядности и другого оборудования, в том числе и самодельного. В
современной методике так же остается ведущим принципом обучения принцип наглядности,
т.к. в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное
мышление; развивается теоретическое мышление.
Чаще всего в
кабинете начальной школы естествознанию отводится определенная часть помещения,
включающая в себя:
1. Методический отдел: дидактический
материал (карточки с заданиями, игры), методические разработки (планирование,
конспекты уроков, внеклассных занятий и экскурсий), литература по естествознанию
и краеведению.
2. Учебное оборудование: коллекции,
каты, таблицы, ТСО, лабораторное оборудование.
3. Экспозиции: стенды,
выставки, уголки.
2. НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1.
Натуральные объекты
Живые объекты — это комнатные растения, которые
подбираются с учетом программы по природоведению и их требований к условиям
жизни, а также животные, которых можно содержать в условиях уголка живой
природы или кабинета природоведения. На уроках природоведения широко используются
культурные растения, выращенные на
учебно-опытном участке: декоративные, овощные, зерновые и др., а также
отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млекопитающие
Неживые объекты
используются для
проведения лабораторных и самостоятельных работ, а также как демонстрационный
материал на различных занятиях. Применяются в сочетании с живыми объектами,
что значительно повышает и развивает познавательные возможности детей младших
классов.
К натуральным
неживым, или препарированным, пособиям относятся следующие:
Гербарий
- это засушенные на
стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности
растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения
деревьев и кустарников, культурных растений, сорняков, медоносных и
лекарственных растений, растений различных экологических групп.
Гербарий |
Чучела - это натуральные объекты, которые
полностью передают все внешние признаки животного (величина, форма, окраска). В
начальных классах используются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и
мелких млекопитающих.
Чучело птицы |
Коллекции - это группа объектов, имеющих общие
признаки. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно
рассматривать общие и отличительные признаки, проводить сравнения и
сопоставления. Используются коллекции насекомых, листьев, плодов, семян,
полезных ископаемых, образцов почв, удобрений, торфа. Коллекции монтируются в
специальных коробках, поэтому удобны для использования.Коллекция полезных ископаемых
Влажные
препараты - это объекты,
зафиксированные в спирте, формалине или других концентрированных растворах
(сахар, соль).Влажные препараты
Сухие препараты
- это натуральные
засушенные отдельные органы или целые растения и животные. К ним относятся
наборы засушенных зерновых, технических или овощных культур, препараты частей
вегетативных органов растений, цветков. К ним относят скелеты различных позвоночных
животных, наборы костей и др.Сухие препараты
2. Искусственные
наглядные пособия.
Объемные:
Модель - трехмерное наглядное пособие, дающее
изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном
виде. Модели бывают монолитными и разборными, действующими и статическими. Например,
теллурий - действующая модель, при помощи которой можно показать, как
осуществляется движение Земли вокруг Солнца. К крупным неразборным моделям
неживой природы относятся глобус, овраг, гора. Это уже будет макет. Макет часто изображает объект в ученьшенном виде.
Среди разборных
моделей широко применяются модели внутренних органов: сердца, легких, почек;
модели цветков, плодов, семян.
В условиях школы
можно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона, бумаги
и других материалов.Теллурий - динамическая модель, демонстрирующая движение Земли вокруг Солнца
Муляж -
это наглядное пособие,
имеющее трехмерное измерение, передающее натуру по внешним признакам (цвет,
размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются
муляжи плодов, овощей и корнеплодов. Готовят муляжи фабричным способом из
парафина специально для учебных целей. Например, муляжи овощей и фруктов.Муляжи фруктов и овощей
Аппликации
— это одностороннее
объемное пособие из пластилина на стекле. Близки по содержанию к аппликациям
рельефные наглядные пособия (барельефы). Например, односторонний торс человека, система
органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др.Барельеф торса человека
Диорама — это объемная картина, на которой виден
только ближний (передний) план или его часть. Диорама может быть установлена в
краеведческом уголке кабинета природоведения, на ней компактно изображается какой-либо
ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы.
Диорама |
Плоскостные:
1. Динамические дают изображение в движении.
Экранные:
Диапозитивы - фотографическое изображение объектов
природы на прозрачной пленке, предназначенные для демонстрации на экране с помощью
проектора.
Диафильмы - это фотографическое изображение на
позитивной светочувствительной пленке (фильм, составленный из
диапозитивов).Кадры сопровождаются субтитрами. Для начальных классов выпущена
серия диафильмов. Методика применения диафильмов в учебном процессе простая,
поэтому к их демонстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило,
используются для изучения нового материала. Сечас не используются, т.к. повились презентации.
Презентации должны иметь светлый фон, четкие крупные картинки, отсутствие анимации. Шрифт читаемый, черный на светлом фоне (30% от площади слайда). Слайды должны иметь одинаковый дизайн, без лишних рисунков, отвлекающих внимание. Все иллюстрации на слайде должны обсуждаться.
Методические рекомендации
к применению:
· проверка оборудования, предварительный
просмотр и определения места на уроке;
· постановка перед просмотром познавательной
задачи, решаемой в процессе просмотра;
· демонстрация кадров по 7-8 шт. с перерывом;
· обсуждение увиденного.
Экранно-звуковые:
Учебный фильм дает изображение в движении (в действии).
Демонстрация цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления
во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов
обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще называют
аудиовизуальными средствами наглядности. Используются видеокассета или диск с
учебной программой.
Учебные
телепередачи демонстрируются
централизованно, в их содержание входит строго отобранный природоведческий
материал по определенным темам.
Звуковые:
Грамзаписи
применяются при
прослушивании голосов птиц, млекопитающих. Используются магнитофонные звуковые
записи, граммзаписи. Это выступления ученых, отрывки рассказов
путешественников, голоса живой природы и другие звуки.
Рекомендации к применению:
§ предварительное ознакомление с
содержанием;
§ составление заданий к выбранному фрагменту
для стимулирования деятельности детей;
§ продолжительность прослушивания 3-5 мин;
§ обсуждение, выводы по окончании прослушивания.
2. Статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.
Удобны для
хранения и использования. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы,
схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидактический
материал.
Учебная
картина - плоскостное
наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. Например,
картины «Холм», «Овраг», «Смешанный лес», «Степь», «Белый медведь», «Бурый
медведь», и т. д.
Учебная картина |
Учебная таблица
- наглядное пособие, в
котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о
конкретном объекте природы.
Учебная
таблица всегда имеет обучающую информацию. С целью развития активности
школьников используют различные типы таблиц: сравнительные, инструктивные,
вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки. Например, «Строение
тела человека». К учебным таблицам предъявляются следующие дидактические
требования:
· объекты должны быть достаточно крупные;
размеры, пропорции и масштаб их соответственно выдержаны;
· таблицы должны представлять собой
монографическое изображение, поэтому на них может быть один объект, процесс или
явление;
· на таблицах рисунки, текст и цифровые
обозначения следует располагать в определенной дидактической
последовательности; иначе говоря, таблицы должны быть «читаемые»;
· учебные таблицы не должны заменять
натуральные объекты, а поэтому используются как дополнение к ним;
· все таблицы и
картины должны отвечать эстетическим
требованиям.
Учебные таблицы |
Географические
и контурные карты -
изображения на плоскости объекта или отдельных его частей в уменьшенном виде. В
начальной школе используют настенные карты, географические атласы, контурные
карты, индивидуальные карты в учебниках и рабочих тетрадях. Используют политические,
географические, исторические карты, карту природных зон, климатическую.
В кабинете
природоведения необходимо иметь лабораторное и экскурсионное оборудование,
Лабораторное:
пробирки, колбы, воронки,
химические стаканы различных размеров, чашки Петри, штативы, фарфоровые чашки,
пинцеты, ножницы, зажимы, держатели пробирок, воронки, лупы, спиртовки;
измерительные приборы: весы, рулетки, линейки, компасы, термометры.
Экскурсионные:
компас, гербарные папки,
рулетки, планшеты, коробочки для семян и др.
Самодельное
оборудование
Самодельные
пособия изготавливаются при нехватке фабричных. Рекомендовано детям создавать
самим наглядные пособия для лучшего усвоения материала.
Пособия
должны удовлетворять требованиям:
· сочетаться с другими средствами обучения;
· соответствовать возрастным особенностям;
· иметь соответствующий дизайн, эмоциональность, эстетичность, размер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий