Вопросы:
4. Географическая площадка.
5. Пришкольный участок.
6. Уголок живой природы.
7. Учебная экологическая тропа.
4.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Географическая площадка - специально организованный и четко ограниченный на местности участок, предназначенный для систематического проведения практических занятий по естествознанию. Она необходима для систематического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой и поэтому располагается вблизи школы. Формирует практические умения пользоваться измерительными приборами.
Географическая
площадка имеет квадратную форму (размер 10 х 10м). Для осуществления практических
природоведческих работ и наблюдений ее оснащение должно включать:
1) флюгер (прибор для определения направления ветра, укрепленный на металлическом столбе, высота которого не менее10 м )
со столбом-высотомером для закрепления практических навыков и сравнений при
определении высоты дерева, дома и других объектов;
2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, размещенное на опорах высотой 1,5-2 м )
с установленным в ней термометром; работа предполагает наличие лестницы,
которую периодически приставляют к ней, чтобы дети могли свободно подняться и
снять показания прибора;
3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-2 м ;
4) светоизмерительную рейку (длина 1,5-2 м ,
ширина 8-10 см ),
предназначенную для выполнения практических работ по измерению толщины
снежного покрова; одна ее сторона окрашивается в белый цвет и на нее наносятся
деления через 1 см ,
противоположная — в черный цвет, с делением 10 см ;
5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окрашиваемый через1 метр
в разные цвета и служащий в качестве забора-измерителя (какой участок забора
отбрасывает тень в разное время суток);
6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать наглядные меры - кубический метр с делениями на дециметры;
7) гномон - прибор (прочный шест длиной1,5 м ,
установленный чаще всего в центре площадки и предварительно проверяемый на
точность установки (вертикальность) отвесом), посредством которого определяется
полуденная линия - направление местного меридиана, точное местное время и
высота солнца над горизонтом, направление сторон горизонта; при его установке
желательно, чтобы длина надземной части равнялась 1 метру ;
8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам горизонта в целях улучшения ориентировки детей на местности;
9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины и др.).
Приборы на площадке не должны затенять друг друга. На площадке выполняются различного рода практические работы по определению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова и т.п. При этом наиболее приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек).
Рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инструкциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на основании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений.
Ознакомление младших школьников с устройством географической площадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подготовить детей к проведению самостоятельных исследований в среднем потоке.
5. ПРИШКОЛЬНЫЙ
УЧАСТОК
Учебно-опытный (пришкольный) участок - специально оборудованная территория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определенных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы.
План участка
создается с учетом природно-климатических условий, величины, конфигурации,
расположения школьного здания, расположения по отношению к солнцу и другим
насаждениям. На участке могут быть цветники, огород, сад, альпийская горка,
искусственный водоем.
На пришкольном участке в начальной школе можно проводить экскурсии по теме «Растения», осуществлять фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе, практические занятия: выращивание цветочно-декоративных растении, овощных культур, черенкование кустарников, выращивание плодово-ягодных культур.
6. УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Уголок живой природы - это место жизни комнатных растений и животных, место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть составной частью кабинета природоведения или кабинета начальных классов.
Значение. Уголок живой природы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растении приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, воспитывают экологическую культуру школьников.
В процессе
длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются
знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова
взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует
формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых
организмах. Наличие уголка способствует подтверждению знаний на практике и
использованию приобретенных знаний на уроках естествознания*
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.
Требования. Комната, где находится уголок живой природы, должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке следует поддерживать постоянную температуру. Отбор растений и животных осуществляется в зависимости от условий и потребностей школы.
Содержание
уголка.
Растения уголка подбираются в зависимости от учебной программы по естествознанию. Растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид: фикусы, хлорофитум, колеус, бегонии, пеларгония, традесканция и др.
Животные
уголка: моллюски, рыбы,
земноводные, мелкие млекопитающие и птицы.
Моллюски: прудовики, катушки,
беззубки.
Рыбы: гуппи, меченосцы, вуалехвосты, разновидности золотых рыбок, молинезии, гурами, данио.
Земноводные: лягушки, жабы и тритоны.
Пресмыкающиеся: ящерицы, черепахи.
Птицы: волнистые попугаи, канарейка, щегол.
Млекопитающие: хомяки, морские свинки, белки, ежи, белые мыши.
Если уголок живой природы находится в кабинете начальной школы лучше ограничиться растениями и аквариумными рыбками. Изредка можно держать земноводных или пресмыкающихся.
7. УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ТРОПА
Учебная экологическая тропа — специально организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы, цель которого — создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.
Работа на
экологической тропе предполагает:
- изучение объектов и явлений природы в естественной для них среде;
- познание видов природопользования;
- оценивание результатов взаимодействия человека и природы;
- овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении;
- развитие умений пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.
Методика работы на экологической тропе включает следующие этапы.
I. Технология создания учебной
экологической тропы.
1. Прокладывание тропы:
а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы - не более 18 «станций», создания проекта тропы.
По характеру расположения «станций» различают следующие виды экологической тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвращения), концентрическую (маршрут, предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и комбинированную.
б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (30 мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50 - 60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5-1,5 км (в среднем <1 км ), с 5 - 6 «станциями»-остановками
(смотровыми точками);
в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окружающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.
2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр):
а) участки естественных природных сообществ разного типа, небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле...);
б) геологические объекты (разные формы рельефа, природной эрозии, выходы горных пород, почвенные обнажения);
в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы — деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Красную книгу);
г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, кузница и дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедеятельности животных);
д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (синичники, скворечники, дуплянки) с демонстрацией способов их прикрепления к дереву (поперечная перекладина в развилке дерева, алюминиевая проволока, проволочная петля, закрепленная за короткий сучок); искусственные поилки (выстланное полиэтиленом и заполненное водой искусственно созданное углубление в земле с внешними поперечными дощечками для посадки птиц); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопроводы, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, исторические памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, заповедники, зона рекреации;
ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные деревья, эталонные участки лесов и горных степей).
3.Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций).
Целый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и детскими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса. Возможны следующие варианты сооружений:
а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; подручный материал — ветки и стволы деревьев);
б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме;
в) гнезда птиц, живущих в данной местности;
г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним;
д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезающих видов растений, характерных для данной местности).
4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее использования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Желательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов.
На экологической тропе
используются следующие указатели:
а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде;
б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок (лучше хвойных пород), покрытых бесцветным лаком, и содержащие лаконичные тексты, рисунки, призывы, которые лучше выжечь на стенде или написать масляной краской; самый простой способ — обозначение объектов маркировкой, в частности многоцветными пронумерованными знаками стандартных размеров (расшифровка нумерации происходит по ходу экскурсии);
в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), характеристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтические тексты, рисунки, информация о решении местных экологических проблем.
II. Проведение занятий на экологической тропе.
Предусматриваются различные формы работы с младшими школьниками в зависимости от возраста и степени подготовленности класса: комплексные сезонные и экологические экскурсии, фенологические прогулки, экологический практикум, экологические игры и т.д., позволяющие включить детей в различные технологии взаимодействия с природой.
III. Просветительский этап.
Проведение занятий на экологической тропе, как и экскурсий, обязательно должно заканчиваться закреплением увиденного и практической реализацией полученной информации, что предполагает последующую организацию экологических диспутов, «круглых столов», недель просветительской работы, В целом любая
4. Географическая площадка.
5. Пришкольный участок.
6. Уголок живой природы.
7. Учебная экологическая тропа.
Географическая площадка - специально организованный и четко ограниченный на местности участок, предназначенный для систематического проведения практических занятий по естествознанию. Она необходима для систематического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой и поэтому располагается вблизи школы. Формирует практические умения пользоваться измерительными приборами.
1) флюгер (прибор для определения направления ветра, укрепленный на металлическом столбе, высота которого не менее
2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, размещенное на опорах высотой 1,5-
3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-
4) светоизмерительную рейку (длина 1,5-
5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окрашиваемый через
6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать наглядные меры - кубический метр с делениями на дециметры;
7) гномон - прибор (прочный шест длиной
8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам горизонта в целях улучшения ориентировки детей на местности;
9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины и др.).
Приборы на площадке не должны затенять друг друга. На площадке выполняются различного рода практические работы по определению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова и т.п. При этом наиболее приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек).
Рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инструкциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на основании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений.
Ознакомление младших школьников с устройством географической площадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подготовить детей к проведению самостоятельных исследований в среднем потоке.
Учебно-опытный (пришкольный) участок - специально оборудованная территория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определенных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы.
На пришкольном участке в начальной школе можно проводить экскурсии по теме «Растения», осуществлять фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе, практические занятия: выращивание цветочно-декоративных растении, овощных культур, черенкование кустарников, выращивание плодово-ягодных культур.
6. УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Уголок живой природы - это место жизни комнатных растений и животных, место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть составной частью кабинета природоведения или кабинета начальных классов.
Значение. Уголок живой природы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растении приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, воспитывают экологическую культуру школьников.
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий.
Требования. Комната, где находится уголок живой природы, должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке следует поддерживать постоянную температуру. Отбор растений и животных осуществляется в зависимости от условий и потребностей школы.
Растения уголка подбираются в зависимости от учебной программы по естествознанию. Растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. Следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид: фикусы, хлорофитум, колеус, бегонии, пеларгония, традесканция и др.
Рыбы: гуппи, меченосцы, вуалехвосты, разновидности золотых рыбок, молинезии, гурами, данио.
Земноводные: лягушки, жабы и тритоны.
Пресмыкающиеся: ящерицы, черепахи.
Птицы: волнистые попугаи, канарейка, щегол.
Млекопитающие: хомяки, морские свинки, белки, ежи, белые мыши.
Если уголок живой природы находится в кабинете начальной школы лучше ограничиться растениями и аквариумными рыбками. Изредка можно держать земноводных или пресмыкающихся.
Учебная экологическая тропа — специально организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы, цель которого — создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.
- изучение объектов и явлений природы в естественной для них среде;
- познание видов природопользования;
- оценивание результатов взаимодействия человека и природы;
- овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении;
- развитие умений пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.
Методика работы на экологической тропе включает следующие этапы.
1. Прокладывание тропы:
а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы - не более 18 «станций», создания проекта тропы.
По характеру расположения «станций» различают следующие виды экологической тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвращения), концентрическую (маршрут, предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и комбинированную.
б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (30 мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50 - 60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5-
в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окружающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.
2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр):
а) участки естественных природных сообществ разного типа, небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле...);
б) геологические объекты (разные формы рельефа, природной эрозии, выходы горных пород, почвенные обнажения);
в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы — деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Красную книгу);
г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, кузница и дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедеятельности животных);
д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнездовий (синичники, скворечники, дуплянки) с демонстрацией способов их прикрепления к дереву (поперечная перекладина в развилке дерева, алюминиевая проволока, проволочная петля, закрепленная за короткий сучок); искусственные поилки (выстланное полиэтиленом и заполненное водой искусственно созданное углубление в земле с внешними поперечными дощечками для посадки птиц); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопроводы, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, исторические памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, заповедники, зона рекреации;
ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного значения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные деревья, эталонные участки лесов и горных степей).
3.Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций).
Целый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и детскими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса. Возможны следующие варианты сооружений:
а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; подручный материал — ветки и стволы деревьев);
б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме;
в) гнезда птиц, живущих в данной местности;
г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним;
д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезающих видов растений, характерных для данной местности).
4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее использования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Желательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов.
а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде;
б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок (лучше хвойных пород), покрытых бесцветным лаком, и содержащие лаконичные тексты, рисунки, призывы, которые лучше выжечь на стенде или написать масляной краской; самый простой способ — обозначение объектов маркировкой, в частности многоцветными пронумерованными знаками стандартных размеров (расшифровка нумерации происходит по ходу экскурсии);
в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), характеристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтические тексты, рисунки, информация о решении местных экологических проблем.
II. Проведение занятий на экологической тропе.
Предусматриваются различные формы работы с младшими школьниками в зависимости от возраста и степени подготовленности класса: комплексные сезонные и экологические экскурсии, фенологические прогулки, экологический практикум, экологические игры и т.д., позволяющие включить детей в различные технологии взаимодействия с природой.
III. Просветительский этап.
Проведение занятий на экологической тропе, как и экскурсий, обязательно должно заканчиваться закреплением увиденного и практической реализацией полученной информации, что предполагает последующую организацию экологических диспутов, «круглых столов», недель просветительской работы, В целом любая
Комментариев нет:
Отправить комментарий