Географическая площадка, опытный участок, живой уголок, экологическая тропа (продолжение лекции про средства)

 Вопросы:
4. Географическая площадка.
5. Пришкольный участок.
6. Уголок живой природы.
7. Учебная экологическая тропа.
 
4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Географическая площадка - специально организованный и четко ограни­ченный на местности участок, предназначенный для систематического прове­дения практических занятий по естествознанию. Она необходима для систе­матического проведения комплексных фенологических наблюдений за живой и неживой природой и поэтому располагается вблизи школы. Формирует практические умения пользоваться измерительными приборами.
Географическая площадка имеет квадратную форму (размер 10 х 10м). Для осуществления практических природоведческих работ и наблюдений ее осна­щение должно включать:
1) флюгер (прибор для определения направления ветра, укрепленный на ме­таллическом столбе, высота которого не менее 10 м) со столбом-высотомером для закрепления практических навыков и сравнений при определении высоты дерева, дома и других объектов;
2) метеорологическую будку (небольшое деревянное сооружение, разме­щенное на опорах высотой 1,5-2 м) с установленным в ней термометром; рабо­та предполагает наличие лестницы, которую периодически приставляют к ней, чтобы дети могли свободно подняться и снять показания прибора;
3) осадкомер, по которому определяется количество выпавших осадков за установленный промежуток времени: прибор укрепляется на металлической трубе высотой 1,5-2 м;
4) светоизмерительную рейку (длина 1,5-2 м, ширина 8-10 см), предназна­ченную для выполнения практических работ по измерению толщины снежного покрова; одна ее сторона окрашивается в белый цвет и на нее наносятся деле­ния через 1 см, противоположная — в черный цвет, с делением 10 см;
5) штакетник, окружающий по периметру географическую площадку, окра­шиваемый через 1 метр в разные цвета и служащий в качестве забора-измерителя (какой участок забора отбрасывает тень в разное время суток);
6) измерительную делянку, которая должна обязательно включать нагляд­ные меры - кубический метр с делениями на дециметры;
7) гномон - прибор (прочный шест длиной 1,5 м, установленный чаще всего в центре площадки и предварительно проверяемый на точность установки (вертикальность) отвесом), посредством которого определяется полуденная линия - направление местного меридиана, точное местное время и высота солнца над горизонтом, направление сторон горизонта; при его установке же­лательно, чтобы длина надземной части равнялась 1 метру;
8) дорожки, сориентированные по основным, промежуточным сторонам го­ризонта в целях улучшения ориентировки детей на местности;
9) песочную зону для моделирования различных форм рельефа (холма, горы, склона, вершины и др.).
Приборы на площадке не должны затенять друг друга. На площадке выполняются различного рода практические работы по опре­делению движения солнца, направлению ветра, ориентированию на местности с помощью компаса, измерению толщины снегового покрова и т.п. При этом наи­более приемлемой формой работы является групповая (в звеньях по 5-7 человек).
Рекомендуется проводить работу по предварительно составленным инст­рукциям. Промежуточные измерения фиксируются всеми детьми в тетрадях на ос­новании выверенных учителем результатов наблюдений дежурных. На уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений.
Ознакомление младших школьников с устройством географической пло­щадки и систематическая работа на ней предоставляют возможность подгото­вить детей к проведению самостоятельных исследований в среднем потоке.
 
5. ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Учебно-опытный (пришкольный) участок - специально оборудованная терри­тория близ учебного заведения, представляющая собой совокупность определен­ных географических, ботанических и зоологических отделов, работа в которых способствует практическому закреплению теоретических агрозоотехнических знаний учащихся, т.е. это база для опытной работы.
План участка создается с учетом природно-климатических условий, вели­чины, конфигурации, расположения школьного здания, расположения по от­ношению к солнцу и другим насаждениям. На участке могут быть цветники, огород, сад, альпийская горка, искусственный водоем.
На пришкольном участке в начальной школе можно проводить экскурсии по теме «Растения», осуществлять фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе, практические занятия: выращивание цветочно-декоративных растении, овощных культур, черенкование кустарников, выра­щивание плодово-ягодных культур.





6. УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Уголок живой природы - это место жизни комнатных растений и живот­ных, место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Уголок живой природы может быть составной частью кабинета природоведения или кабинета начальных классов.
Значение. Уголок живой природы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растении приучают детей к самостоятельности, повышают от­ветственность за выполнение заданий, воспитывают экологическую культуру школьников.
В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окру­жающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах. Наличие уголка спо­собствует подтверждению знаний на практике и использованию приобретен­ных знаний на уроках естествознания*
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и рег­ламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и дру­гих наглядных пособий.
Требования. Комната, где находится уголок живой природы, должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке следует поддерживать постоянную темпера­туру. Отбор растений и животных осуществляется в зависимости от условий и потребностей школы.
Содержание уголка.
Растения уголка подбираются в зависимости от учебной программы по естествознанию. Растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращива­нию. Следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид: фикусы, хлорофитум, колеус, бегонии, пеларгония, традесканция и др.
Животные уголка: моллюски, рыбы, земноводные, мелкие млекопитаю­щие и птицы.
Моллюски: прудовики, катушки, беззубки.
Рыбы: гуппи, меченосцы, вуалехвосты, разновидности золотых рыбок, молинезии, гурами, данио.
Земноводные: лягушки, жабы и тритоны.
Пресмыкающиеся: ящерицы, черепахи.
Птицы: волнистые попугаи, канарейка, щегол.
Млекопитающие: хомяки, морские свинки, белки, ежи, белые мыши.
Если уголок живой природы находится в кабинете начальной школы луч­ше ограничиться растениями и аквариумными рыбками. Изредка можно дер­жать земноводных или пресмыкающихся.
 


7. УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Учебная экологическая тропа — специально организованный маршрут на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы, цель которого — создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры детей.
Работа на экологической тропе предполагает:
-   изучение объектов и явлений природы в естественной для них среде;
-   познание видов природопользования;
-   оценивание результатов взаимодействия человека и природы;
-   овладение навыками экологически грамотного поведения в природном окружении;
-   развитие умений пропагандировать идеи охраны природы среди свер­стников.
Методика работы на экологической тропе включает следующие этапы.
I. Технология создания учебной экологической тропы.
1. Прокладывание тропы:
а) начинается с первичного обследования природного участка на территории ближайшего лесопарка, выявления экскурсионных объектов (для начальной школы - не более 18 «станций», создания проекта тропы.
По характеру расположения «станций» различают следующие виды экологиче­ской тропы: линейную (последовательный порядок, без повторного возвраще­ния), концентрическую (маршрут, предполагающий регулярное возвращение на оборудованные остановки с целью наблюдения различных объектов) и ком­бинированную.
б) при определении общей протяженности для младших школьников следует исходить из средней продолжительности экскурсии (30 мин - 1 ч, традиционно - суммарно 50 - 60 мин), что на местности соответствует маршруту в 0,5- 1,5 км (в среднем <1 км), с 5 - 6 «станциями»-остановками (смотровыми точками);
в) с учетом транспортной доступности: маршрут лучше прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропочной сети с учетом привлекательности окру­жающего ландшафта и комбинированного характера работы с младшими школьниками - одновременного учета действия абиотических, биотических и антропогенных факторов на природно-социальную среду.
2. Уточнение объектов экологической тропы (примерный спектр):
а) участки естественных природных сообществ разного типа, небольшие по объему (хвойный, смешанный лес, озеро, луг, поле...);
б) геологические объекты (разные формы рельефа, природной эрозии, выхо­ды горных пород, почвенные обнажения);
в) примечательные ботанические объекты (различные жизненные формы — деревья, кустарники, кустарнички, важнейшие виды травянистых растений данной местности, промежуточного уровня, редкие и охраняемые растения, занесенные в Красную книгу);
г) запоминающиеся зоологические объекты (муравейник, кузница и дупло дятла, почвенные выбросы крота (кротовины), гнездовые участки певчих птиц (зяблика, пеночек, дрозда), столовые снегирей и свиристелей, шишки, обработанные клестом, дятлом, белкой, погрыз и другие следы жизнедея­тельности животных);
д) объекты природоохранного значения: различные типы искусственных гнез­довий (синичники, скворечники, дуплянки) с демонстрацией способов их при­крепления к дереву (поперечная перекладина в развилке дерева, алюминиевая проволока, проволочная петля, закрепленная за короткий сучок); искусствен­ные поилки (выстланное полиэтиленом и заполненное водой искусственно созданное углубление в земле с внешними поперечными дощечками для по­садки птиц); искусственный микрозаказник для насекомых-опылителей; е) антропогенные элементы ландшафта: транспортные магистрали (трубопро­воды, дороги, линии электропередач), сельскохозяйственные угодья, истори­ческие памятники и другие архитектурные сооружения, водоисточники, запо­ведники, зона рекреации;
ж) памятники природы: различные ценные природные объекты местного зна­чения, подлежащие охране (озера, горы, прибрежные скалы, уникальные де­ревья, эталонные участки лесов и горных степей).
3.Создание искусственных моделей природных объектов (имитаций).
Це­лый ряд объектов, органически вписанных в окружающий ландшафт, может быть создан в районе экологической тропы как руками взрослых, так и дет­скими. Такого рода имитаторы по своей сути являются натуральными природ­ными объектами и могут быть использованы при изучении соответствующих тем курса. Возможны следующие варианты сооружений:
а) плотина и хатка речного бобра на лесном ручейке, протоке (близ нее; под­ручный материал — ветки и стволы деревьев);
б) хатка ондатры и ее кормовой столик на небольшом водоеме;
в) гнезда птиц, живущих в данной местности;
г) модель почвоэрозионного процесса в овраге, способы борьбы с ним;
д) серия ботанических площадок (посадки лекарственных, редких, исчезаю­щих видов растений, характерных для данной местности).
4. Информационное оснащение тропы. Для более эффективного ее ис­пользования необходимо заранее продумать систему информационных знаков, указателей, стендов, позволяющих организовать движение по маршруту. Же­лательно привлечь к разработке и сбору материала для щитов самих детей, что можно провести в рамках конкурса проектов.
На экологической тропе используются следующие указатели:
а) общий (вводно-ознакомительный) и схема тропы, устанавливаемые в начале маршрута на главном информационном стенде;
б) информационные щиты остановок, изготовленные из досок (лучше хвойных пород), покрытых бесцветным лаком, и содержащие лаконичные тек­сты, рисунки, призывы, которые лучше выжечь на стенде или написать масляной краской; самый простой способ — обозначение объектов маркировкой, в частности многоцветными пронумерованными знаками стандартных размеров (расшифровка нумерации происходит по ходу экскурсии);
в) для установки на экологической тропе допускаются следующие типы текстов и знаков: правила поведения и нормы действия, продуманные лозунги и призывы (в количестве которых желательно не переусердствовать), харак­теристики местных видов природопользования, экологическая информация о природных объектах, сведения о памятниках природы и культуры, поэтиче­ские тексты, рисунки, информация о решении местных экологических про­блем.
 II. Проведение занятий на экологической тропе.
Предусматриваются различные формы работы с младшими школьниками в зависимости от возраста и степени подготовленности класса: комплексные сезонные и экологические экскурсии, фенологические прогулки, экологиче­ский практикум, экологические игры и т.д., позволяющие включить детей в различные технологии взаимодействия с природой.
III.  Просветительский этап.
Проведение занятий на экологической тропе, как и экскурсий, обязатель­но должно заканчиваться закреплением увиденного и практической реализа­цией полученной информации, что предполагает последующую организацию экологических диспутов, «круглых столов», недель просветительской работы, В целом любая








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры