1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Метод - способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, включающий систему целенаправленных действий по организации процесса обучения и обеспечивающий достижение целей образования.
Методы обучения по источнику знаний:
· словесные (рассказ, беседа, размышление, рассуждение, объяснение, инструктаж, чтение статей учебника);
· наглядные (демонстрация, работа с иллюстрациями, работа с ТСО, видео и презентацией, демонстрационные опыты);
· практические (наблюдение, упражнения, практические и лабораторные работы, лабораторные опыты, эксперимент, моделирование, проектирование);
Различают общие и частные методы.
Общие - Работа с печатными источниками знаний Частные - Работа с учебником, журнальными статьями, учебными текстами.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (объяснительно-наглядные);
- проблемное изложение учебного материала;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Методы обучения по дидактической цели:
- изучение новых знаний;
- закрепление новых знаний;
- контроля.
Методы обучения по месту в структуре деятельности:
- методы организации и осуществления деятельности;
- методы мотивации и стимулирования деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
Один и тот же метод может быть помещен в разные группы методов.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Методические приемы - конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими и практическими умениями. Это элементы метода, применяемые для усиления дидактических возможностей метода.
3. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные методы применяются с целью развития познавательной активности и усвоения готовой информации; побуждают детей мыслить, рассуждать, использовать свой чувственный опыт. Применяются, когда нельзя использовать другие методы (опыт, наглядность).
Словесные методы имеют положительные и отрицательные стороны:
Положительное: живое слово учителя создает яркую образную картину; корректировка знаний детей.
Отрицательное: сложность использования словесных методов заключается в организации внимания учащихся, которое поддерживается 3-5 минут. Поэтому эти методы следует использовать в сочетании с другими, например, наглядными, практическими.
Беседа - метод обучения, представляющий собой диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану. Метод опирается на чувственный опыт детей и применяется для активизации их познавательной деятельности.
Цель беседы - уточнение знаний детей, полученных ранее, систематизация, углубление и расширение; развитие умения логически мыслить, высказываться, участвовать в совместной речевой деятельности. Требования к беседе:
1. Тщательная подготовка вопросов:
- вопросы должны будить мысль, а только не просто воспроизводить знания;
- вопросы должны иметь определенную последовательность, логичность;
- должны быть четкими, конкретными, односложными.
2. При ответе на вопрос следует требовать от детей полного ответа
3. Беседа должна вызывать интерес у детей.
4. Вопрос задается всему классу, для ответа вызывает одного ученика, а для дополнения или уточнения вызывает еще других. Следует использовать фразы; «А ты как думаешь?», «Прав ли Петя, почему?».
5. Вопрос не должен от ребенка требовать ответа «да» или «нет».
6. Учитель озвучивает правильный ответ
Этапы беседы:
1. Подготовка.
2. Проведение беседы.
3. Итог.
По дидактическим целям беседы могут быть:
- вводными (в начале изучения темы) - актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала;
- обобщающие (в конце) - систематизация имеющихся знаний, уточнение, установление связей. По источнику знаний беседы бывают:
- беседы на основе наблюдений;
- на основе выполненной практической работы, опыта;
- на основе прочитанной статьи, просмотренного фильма;
- по иллюстрациям учебника, по картине.
По способу мышления беседы бывают
- дедуктивные - вопросы строятся на имеющихся у детей знаниях; дети получают общие сведения, а потом знания конкретизируются;
- индуктивные - конкретные вопросы приводят к формированию общей картины явления или объекта.
Рассказ - последовательное повествовательное изложение учебной информации. Применяется, когда материал не известен.
В рассказе учитель использует методические приемы: сравнение, выделение главного, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с рисунками. Требования к рассказу:
- тщательная подготовка, составление плана;
- содержать научную информацию, достоверные факты;
- доступен для понимания, четок и краток;
- рассказ не должен воспроизводить текст учебника, а должен нести дополнение к нему;
- голосом и интонацией выделяются основные понятия;
- сочетаться с наглядностью;
- время продолжения рассказа 3-5 мин (1-2 классы), до 10 мин - 4 класс.
Технология использования:
1. Постановка цели.
2. Сбор информации.
3. Подбор отрывков из художественной литературы.
4. Составление плана.
5. Запись текста.
6. Продумывание наглядности.
Строение рассказа:
1. Создание проблемы.
2. Раскрытие содержания.
3. Решение проблемы.
4. Итог.
По дидактическим целям рассказ бывает:
- вводный - введение в новую тему;
- раскрывающий содержание статьи;
- обобщающий;
По характеру изложения рассказ бывает:
- повествовательный
- описательный - складывается образное представление о явлении или предмете, проводится и по иллюстрации;
- объяснительный - знакомство с причинно-следственными связями, объяснение строения, выделение существенных признаков;
- рассуждение.
Рассказ тоже может быть индуктивный и дедуктивный.
Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием выводов. Бывает прямое, непрямое, инструктивное. Разновидностью является инструктаж используется при выполнении самостоятельного задания, практической работы. Представляет собой четкое объяснение учащимся действий в определенных условиях работы.
Дискуссия Этапы:
1. Подготовка.
2. Проведение:
- обнаружение проблемы (демонстрация фильма, наглядного пособия, рассказ;
- анализ проблемы в группах или фронтально;
3. Выводы, закрепление знаний.
Работа с учебной литературой.
В учебнике выделяют текст и внетекстовый компонент. Тексты бывают основные, дополнительные. Внетекстовый компонент включает иллюстративный аппарат (картинки, фото и пр.), аппарат ориентировки (содержание, разделысмена шрифта, выделения, условные знаки) и аппарат усвоения (система вопросов и заданий в тексте).
Виды работы с учебником:
- самостоятельное чтение;
- выборочное чтение;
- соотнесение своих знаний и материала учебника;
- конспектирование;
- ответы на вопросы – беседа по содержанию;
- выделение главного;
- составление плана;
- работа с иллюстрациями;
- вторичное закрепление;
- словарная работа - выписывание, подчеркивание;
- краткий пересказ;
- составление рассказа по опорной схеме, плану учебника и др.
Не следует на уроке читать весь текст учебника, требовать подробный пересказ.
4. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
1) Демонстрационные - демонстрация опытов и натуральных объектов (коллекций, гербариев и пр.).
Демонстрация натуральных объектов позволяет ознакомить детей с внешним видом объекта (величиной, формой, цветом), выделить отдельные свойства и функции. Крупные объекты демонстрируются фронтально (с установкой на подставку), может быть групповая (в парах) и индивидуальная работа по изучению объектов природы.
Для активизации познавательной деятельности используют приемы:
- обследование с использованием разных органов чувств;
- классификация (группировка по разным признакам);
- систематизация (на основе признаков отнесение к группе);
- сравнение, сопоставление объекта с описанием учебника;
- измерение;
- коммуникация (использование рассказа, реферата, инсценировки).
Словесные методы используются для активизации внимания, осуществления анализа, сравнения и других логических приемов, используемых при работе с объектами.
Демонстрационные опыты относятся к наглядным методам обучения, т.к. дети сами ничего не выполняют, а лишь созерцают действия учителя.
Демонстрационные опыты отвечают требованиям:
- наглядность (использование демонстрационного столика, посуды, внимание детей);
- простота (возможность повтора с родителями дома);
- усвояемость;
- безопасность.
Приемы: постановка проблемных вопросов, комментирование учителем или детьми, обсуждение итогов, фиксация в тетрадях.
При подготовке и проведении опыта учитель должен заранее подготовить оборудование, заранее провести опыт и попробовать, все ли протекает так, на нужно. Перед опытом следует ставить проблемный вопрос, а после проведения опыта обсудить результаты опыта, установить причинно-следственные связи, провести обобщение.
Демонстрационные опыты обычно проводятся учителем, т.к. они сопряжены с определенными рисками для детей, например, это опыты со спиртовкой – нагревание воды, почвы. Демонстрационный опыт проводится, если для его проведения используется сложное оборудование, которое еще и в одном экземпляре.
2) Иллюстративные методы - работа с наглядными пособиями: рисунками, схемами, таблицами, картами и пр.
Требования:
- эстетический вид
- размеры не менее А4;
- содержание реалистичное;
- качество, отсутствие искажений.
Работая с картиной или иллюстрацией, учитель проводит с учениками беседу по содержанию пособия, задает проблемные вопросы, использует приемы сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенные признаки. Данный метод позволяет сформировать представлениях и объектах, которые невозможно увидеть в силу обстоятельств, например, исторические события, музейные экспонаты, явления природы (смерчь, радуга). Иллюстративный метод позволяет глубже проникнуть в процессы природы, установить закономерности, например, круговорот воды в природе, процесс образования ветра.
Работая со схемами, учитель развивает абстрактное мышление детей. Схемы требуют обобщения и систематизации знаний, поэтому их заполняют в конце урока или по ходу изучения нового материала. Схемы подойдут и для проверки знаний. Если схемы просто рассматриваются детьми, то это наглядный метод. В данном случае схема используется, как опора для рассказа информации по теме. Процесс заполнения схем – метод практический, моделирование.
Диаграммы используются в начальной школе крайне редко. Если дети не изучали проценты, то подписи данных должны отсутствовать. Достоинство диаграмм в том, что они позволяют наглядно представить соотношения величин. Например, на уроке по теме «Воздух» изучается газовый состав атмосферы. Ученикам можно предложить диаграмму следующего характера.
3) Видеометоды - демонстрация учебных фильмов, видеоматериалов, медиафильмов, работа с интерактивной доской и презентацией.
Требования к фильму:
- содержание фильмов связано с уроком;
- место фильма в уроке, время просмотра 5-10 минут (по требованиям до 20 мин);
- постановка проблемы, задач перед просмотром;
- обсуждение содержания фильма, использование проблемных вопросов «Почему?»;
и выключение звука фильма происходит по нарастающей-убывающей с помощью колонок;
- при необходимости можно сделать паузу, повторить фрагмент фильма, вернуться на нужное место и посмотреть еще раз;
- нужно помнить, что дети лучше помнят начало и конец фильма, поэтому следует уделить особое внимание анализу середины фильма.
Требования к презентации:
- фон светлый, пастельный;
- текст 30%, читаем;
-шрифт черный (преимущественно), Arial, Timse New Roman. Не рекомендуется использовать шрифт типа Comic, курсив, т.к. они плохо читаются.
- иллюстрации должны быть хорошего качества, достаточно крупные, чтобы их можно рассмотреть;
- анимация не должна отвлекать учеников от просмотра слайдов, поэтому ее нужно ограничить;
- количество слайдов должно быть размещено столько, чтобы работа с презентацией была 10-15 минут на уроке. Если часть слайдов используется в конце урока, то можно применять «черный слайд» (слайд имеет заливку полностью черного цвета, при проекции его на экран создается впечатление выключенного проектора);
- не рекомендуется использовать слайд презентации для выполнения упражнения для глаз – глаза должны в момент физминутки от экрана отдыхать.
Все иллюстрации на слайдах подлежат обсуждению, анализу.
На современных уроках все шире используются компьютерные средства обучения – интерактивная доска, электронное приложение, электронный учебник.
Современные интерактивные доски (Smart Board) позволяют демонстрировать иллюстрации, карты, «перетаскивать» картинки, выполняя классификацию, составлять схемы, заполнять схемы маркером, писать и пр. действия. Нужно помнить, что время работы с доской – 20 минут на уроке. Индивидуальная работа с доской ученика – 5 минут.
Программные средства – электронные приложения широко используются в УМК «Школа России». Электронное приложение предназначено для расширения представлений обучающихся. В нем используются слайд-шоу, видео, аудио, моделирование, интерактивные игры. Есть материал для закрепления и контроля знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий