Методы обучения. Словесные и наглядные методы.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Метод - способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, включающий систему целенаправленных действий по организации процесса обучения и обеспечивающий достижение целей образования.

Методы обучения по источнику знаний:

·       словесные (рассказ, беседа, размышление, рассуждение, объясне­ние, инструктаж, чтение статей учебника);

·       наглядные (демонстрация, работа с иллюстрациями, работа с ТСО, видео и презентацией, демонстрационные опыты);

·       практические (наблюдение, упражнения, практические и лабора­торные работы, лабораторные опыты, эксперимент, моделирование, проектирование);

Различают общие и частные методы. 

Общие - Работа с печатными источниками знаний Частные - Работа с учебником, журнальными статья­ми, учебными текстами.


Методы обучения по характеру познавательной деятельности:

репродуктивные (объяснительно-наглядные);

- проблемное изложение учебного материала;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.

Методы обучения по дидактической цели:

изучение новых знаний;

- закрепление новых знаний;

- контроля.

Методы обучения по месту в структуре деятельности:

методы организации и осуществления деятельности;

- методы мотивации и стимулирования деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

Один и тот же метод может быть помещен в разные группы методов.

 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Методические приемы конкретные действия, предпринимаемые пе­дагогом, направленные на овладение логическими и практическими умения­ми. Это элементы метода, применяемые для усиления дидактических воз­можностей метода. 


3. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Словесные методы применяются с целью развития познавательной ак­тивности и усвоения готовой информации; побуждают детей мыслить, рас­суждать, использовать свой чувственный опыт. Применяются, когда нельзя использовать другие методы (опыт, наглядность).

Словесные методы имеют положительные и отрицательные стороны:

Положительное: живое слово учителя создает яркую образ­ную картину; корректировка знаний детей.

Отрицательное: сложность использования словесных ме­тодов заключается в организации внимания учащихся, которое поддерживается 3-5 ми­нут. Поэтому эти методы следует использо­вать в сочетании с другими, например, на­глядными, практическими.

Беседа метод обучения, представляющий собой диалог учителя и уча­щихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану. Метод опирается на чувственный опыт де­тей и применяется для активизации их познавательной деятельности.

Цель беседы - уточнение знаний детей, полученных ранее, систематиза­ция, углубление и расширение; развитие умения логически мыслить, выска­зываться, участвовать в совместной речевой деятельности. Требования к беседе:

1. Тщательная подготовка вопросов:

- вопросы должны будить мысль, а только не просто воспроизводить знания;

- вопросы должны иметь определенную последовательность, логич­ность;

- должны быть четкими, конкретными, односложными.

2. При ответе на вопрос следует требовать от детей полного ответа

3. Беседа должна вызывать интерес у детей.

4. Вопрос задается всему классу, для ответа вызывает одного ученика, а для дополнения или уточнения вызывает еще других. Следует ис­пользовать фразы; «А ты как думаешь?», «Прав ли Петя, почему?».

5. Вопрос не должен от ребенка требовать ответа «да» или «нет».

6. Учитель озвучивает правильный ответ

Этапы беседы:

1. Подготовка.

2. Проведение беседы.

3. Итог.

По дидактическим целям беседы могут быть:

- вводными (в начале изучения темы) - актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию нового материала;

- обобщающие (в конце) - систематизация имеющихся знаний, уточне­ние, установление связей. По источнику знаний беседы бывают:

- беседы на основе наблюдений;

- на основе выполненной практической работы, опыта;

- на основе прочитанной статьи, просмотренного фильма;

- по иллюстрациям учебника, по картине.

По способу мышления беседы бывают

- дедуктивные - вопросы строятся на имеющихся у детей знаниях; дети получают общие сведения, а потом знания конкретизируются;

- индуктивные - конкретные вопросы приводят к формированию общей картины явления или объекта.

Рассказ - последовательное повествовательное изложение учебной ин­формации. Применяется, когда материал не известен.

В рассказе учитель использует методические приемы: сравнение, выде­ление главного, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с рисунками. Требования к рассказу:

тщательная подготовка, составление плана;

- содержать научную информацию, достоверные факты;

- доступен для понимания, четок и краток;

- рассказ не должен воспроизводить текст учебника, а должен нести до­полнение к нему;

- голосом и интонацией выделяются основные понятия;

- сочетаться с наглядностью;

- время продолжения рассказа 3-5 мин (1-2 классы), до 10 мин - 4 класс.

Технология использования:

1. Постановка цели.

2. Сбор информации.

3. Подбор отрывков из художественной литературы.

4. Составление плана.

5. Запись текста.

6. Продумывание наглядности.

 Строение рассказа:

1. Создание проблемы.

2. Раскрытие содержания.

3. Решение проблемы.

4. Итог.

По дидактическим целям рассказ бывает:

- вводный - введение в новую тему;

- раскрывающий содержание статьи;

- обобщающий;

По характеру изложения рассказ бывает:

- повествовательный

- описательный - складывается образное представление о явлении или предмете, проводится и по иллюстрации;

- объяснительный - знакомство с причинно-следственными связями, объяснение строения, выделение существенных признаков;

- рассуждение.

Рассказ тоже может быть индуктивный и дедуктивный.

 Объяснение  - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием выводов. Бывает прямое, непрямое, инструктивное. Разновидностью является инструктаж используется при выполнении самостоятельного задания, практической работы. Представляет собой четкое объяснение учащимся дей­ствий в определенных условиях работы.

 Дискуссия Этапы:

1. Подготовка.

2. Проведение:

- обнаружение проблемы (демонстрация фильма, наглядного пособия, рассказ;

- анализ проблемы в группах или фронтально;

3. Выводы, закрепление знаний.

 Работа с учебной литературой.

В учебнике выделяют текст и внетекстовый компонент. Тексты бывают основные, дополнительные. Внетекстовый компонент включает иллюстративный аппарат (картинки, фото и пр.), аппарат ориентировки (содержание, разделысмена шрифта, выделения, условные знаки) и аппарат усвоения (система вопросов и заданий в тексте).

Виды работы с учебником:

- самостоятельное чтение;

- выборочное чтение;

- соотнесение своих знаний и материала учебника;

- конспектирование;

- ответы на вопросы – беседа по содержанию;

- выделение главного;

- составление плана;

- работа с иллюстрациями;

- вторичное закрепление;

- словарная работа - выписывание, подчеркивание;

- краткий пересказ;

- составление рассказа по опорной схеме, плану учебника и др.

Не следует на уроке читать весь текст учебника, требовать подробный пересказ.

4. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

1) Демонстрационные демонстрация опытов и натуральных объектов (коллекций, гербариев и пр.).

Демонстрация натуральных объектов позволяет ознакомить детей с внешним видом объекта (величиной, формой, цветом), выделить отдельные свойства и функции. Крупные объекты демонстрируются фронтально (с ус­тановкой на подставку), может быть групповая (в парах) и индивидуальная работа по изучению объектов природы.

Для активизации познавательной деятельности используют приемы:

- обследование с использованием разных органов чувств;

- классификация (группировка по разным признакам);

- систематизация (на основе признаков отнесение к группе);

- сравнение, сопоставление объекта с описанием учебника;

- измерение;

- коммуникация (использование рассказа, реферата, инсценировки).

 Словесные методы используются для активизации внимания, осуществления анализа, сравнения и других логических приемов, используемых при работе с объектами.

 Демонстрационные опыты относятся к наглядным методам обучения, т.к. дети сами ничего не выполняют, а лишь созерцают действия учителя.

Демонстрационные опыты отвечают требованиям:

- наглядность (использование демонстрационного столика, посуды, вни­мание детей);

- простота (возможность повтора с родителями дома);

- усвояемость;

- безопасность.

Приемы: постановка проблемных вопросов, комментирование учителем или детьми, обсуждение итогов, фиксация в тетрадях.

При подготовке и проведении опыта учитель должен заранее подготовить оборудование, заранее провести опыт и попробовать, все ли протекает так, на нужно. Перед опытом следует ставить проблемный вопрос, а после проведения опыта обсудить результаты опыта, установить причинно-следственные связи, провести обобщение.

Демонстрационные опыты обычно проводятся учителем, т.к. они сопряжены с определенными рисками для детей, например, это опыты со спиртовкой – нагревание воды, почвы. Демонстрационный опыт проводится, если для его проведения используется сложное оборудование, которое еще и в одном экземпляре.

 2) Иллюстративные методы работа с наглядными пособиями: рисунками, схемами, таблицами, картами и пр.

Требования:

- эстетический вид

- размеры не менее А4;

- содержание реалистичное;

- качество, отсутствие искажений.

Работая с картиной или иллюстрацией, учитель проводит с учениками беседу по содержанию пособия, задает проблемные вопросы, использует приемы сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенные признаки. Данный метод позволяет сформировать представлениях и объектах, которые невозможно увидеть в силу обстоятельств, например, исторические события, музейные экспонаты, явления природы (смерчь, радуга).  Иллюстративный метод позволяет глубже проникнуть в процессы природы, установить закономерности, например, круговорот воды в природе, процесс образования ветра.

Работая со схемами, учитель развивает абстрактное мышление детей. Схемы требуют обобщения и систематизации знаний, поэтому их заполняют в конце урока или по ходу изучения нового материала. Схемы подойдут и для проверки знаний. Если схемы просто рассматриваются детьми, то это наглядный метод.  В данном случае схема используется, как опора для рассказа информации по теме. Процесс заполнения схем – метод практический, моделирование.

Диаграммы используются в начальной школе крайне редко. Если дети не изучали проценты, то подписи данных должны отсутствовать. Достоинство диаграмм в том, что они позволяют наглядно представить соотношения величин. Например, на уроке по теме «Воздух» изучается газовый состав атмосферы. Ученикам можно предложить диаграмму следующего характера.


3) Видеометоды демонстрация учебных фильмов, видеоматериалов, медиафильмов, работа с интерактивной доской и презентацией.

Требования к фильму:

- содержание фильмов связано с уроком;

- место фильма в уроке, время просмотра 5-10 минут (по требованиям до 20 мин);

- постановка проблемы, задач перед просмотром;

- обсуждение содержания фильма, использование проблемных вопросов «Почему?»;

 и выключение звука фильма происходит по нарастающей-убывающей с помощью колонок;

- при необходимости можно сделать паузу, повторить фрагмент фильма, вернуться на нужное место и посмотреть еще раз;

- нужно помнить, что дети лучше помнят начало и конец фильма, поэтому следует уделить особое внимание анализу середины фильма.

 Требования к презентации:

- фон светлый, пастельный;

- текст 30%, читаем;

-шрифт черный (преимущественно), ArialTimse New Roman. Не рекомендуется использовать шрифт типа Comic, курсив, т.к. они плохо читаются.

- иллюстрации должны быть хорошего качества, достаточно крупные, чтобы их можно рассмотреть;

- анимация не должна отвлекать учеников от просмотра слайдов, поэтому ее нужно ограничить;

- количество слайдов должно быть размещено столько, чтобы работа с презентацией была 10-15 минут на уроке. Если часть слайдов используется в конце урока, то можно применять «черный слайд» (слайд имеет заливку полностью черного цвета, при проекции его на экран создается впечатление выключенного проектора);

- не рекомендуется использовать слайд презентации для выполнения упражнения для глаз – глаза должны в момент физминутки от экрана отдыхать.

Все иллюстрации на слайдах подлежат обсуждению, анализу.

 На современных уроках все шире используются компьютерные средства обучения – интерактивная доска, электронное приложение, электронный учебник.

Современные интерактивные доски (Smart Board) позволяют демонстрировать иллюстрации, карты, «перетаскивать» картинки, выполняя классификацию, составлять схемы, заполнять схемы маркером, писать и пр. действия. Нужно помнить, что время работы с доской – 20 минут на уроке. Индивидуальная работа с доской ученика – 5 минут.

 Программные средства – электронные приложения широко используются  в УМК «Школа России». Электронное приложение предназначено для расширения представлений обучающихся. В нем используются слайд-шоу, видео, аудио, моделирование, интерактивные игры. Есть материал для закрепления и контроля знаний.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры