В основе исследовательской деятельности лежат следующие умения:
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
- умение видеть проблемы; распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей работы;
- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
- найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);
- оценивать достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);
- осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- умение вырабатывать гипотезы;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение давать определения понятиям.
Исходя из перечисленных умений, младшим школьникам предлагаются задания, направленные на развитие логических операций (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение и т.д.)
Приведем примеры.
Задание “Составь рассказ от имени другого персонажа”.Такие задания очень нравятся детям, их можно предлагать при изучении практически любой темы.
Задание: выдвини гипотезу, почему дует ветер.
Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу заранее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.
Задание- игра «Доскажи словечко» (умение выдвигать понятия)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…..
Кто такой медведь, дайте определение. Как бы написали о медведе в толковом словаре.
Умение определять понятия – решение кроссвордов
Развитие умения классифицировать: распредели объекты на группы, выбери лишнее, найди ошибку художник.
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Определять существенные признаки, установление причинно-следственных связей
Умение экспериментировать.
Умение наблюдать
Умение проводить опыты
Комментариев нет:
Отправить комментарий