Разработка упражнений для урока окружающего мира

I.    ТИПЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 1.Контрольные задания закрытого типа

1.Тестовый вопрос с выбором одного правильного ответа. В контрольных заданиях предлагается вопрос с выбором одного правильного ответа, простой выбор из 4–3 вариантов, в котором нужно выбрать один правильный ответ. Данное контрольное задание может строиться как на теоретическом, так и на практическом материале. Реализуется в письменном и электронном виде.

Например:

Почему исчезают многие виды животных?

1) не могут приспособиться к условиям обитания

2) люди уничтожают среду их обитания

3) их поедают другие животные

4) им не хватает корма

 Что отличает человека от других живых существ

1) движение

2) рост

3) дыхание

4) разум

 Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир

1) органы дыхания

2) органы чувств

3) органы пищеварения

4) органы кровообращения

 Тестовый вопрос с выбором нескольких правильных вариантов ответа. При этом в задании это указывается (выбери несколько ответов).

Чем полезны бактерии?

1) помогают переваривать пищу;

2)  с их помощью готовят квашеную капусту;

3) очищают воздух;

4) превращают молоко в кефир.

3. Задание на установление соответствия

Установите соответствие между природной зоной и её обитателем:

Степь

медведь

Саванна

суслик

Пустыня

жираф

Лес

верблюд

 4. Задание на определение последовательности

Расположи в правильной последовательности стадии развития насекомых: взрослое насекомое, яйцо, куколка, личинка.

5. «Альтернативный ответ» (да/нет, истина/ложь)

 Например: Верно ли утверждение, что у человека головной мозг развит лучше, чем у других животных.

 2. Контрольные задания открытого типа

1. Задание, предлагающее вписать информацию (термин) как дополнение к контексту

Пример 1. Определи, о каком животном идет речь:

В степи нет укрытий, и этим крупным травоядным животным трудно спрятаться от хищников. У них прекрасная маскирующая серовато-жёлтая окраска шерсти, они очень быстро бегают и очень хорошо видят в поисках пищи пробегают большие расстояния. У них горбоносая морда, а нос позволяет им свободно дышать на бегу. Это____________.

 Пример 2. Вставь недостающие слова в текст:

В Арктике температура воздуха летом________. Когда тают прибрежные льды, жизнь здесь оживает. На скалах птицы образуют птичьи ________. Самое большое наземное животное этой природной зоны - ______________. Его добычей являются ____________.

 2.Задание, требующее развернутого письменного ответа. Контрольное задание предполагает развернутый письменный ответ на поставленный вопрос.

3. Творческое задание. Творческое задание предполагает использование фантазии. Например, придумай конец истории, закончи рассказ.

 3. Другая классификация заданий

Задания для контроля могут быть печатные (готовые) и личные (состав­ленные учителем).

Виды заданий:

1. Задания на проверку умения оценивать правильность ранее усвоенной информации при ее повторном предъявлении в виде готовых вариантов:

- опознание изученных объектов (является ли кит млекопитающим - да, нет?);

- различие изученных объектов (растения поля - рожь, одуванчик, лан­дыш);

- установление последовательности явлений (выбери правильную по­следовательность цепей питания:

Дуб    заяц    волк;                дуб     кабан     волк

2. Задания на проверку умений воспроизводить информацию по памяти

- постановка пропусков в тексте;

- восполнение недостающих данных.

- установление истинности утверждения (черепаха откладывает яйца - да, нет);

- конструктивные (что надо сделать, чтобы определить стороны гори­зонта?);

- типовые задачи (какую пользу приносят насекомые?);

- личностно-ориентированные (назови, из каких источников ты получа­ешь сведения об окружающем мире).

3. Задания на умение использовать полученную информацию в новой си­туации - действия по аналогии на новых объектах

4. Задания на проверку умений применять знания и способы действий в новых, нестандартных условиях - эвристические задания

5. Задания на проверку проводить учебное исследование по получению новой информации - творческие задания.

6. Задания комбинированные (репродуктивно-творческие: раздели объек­ты на две группы, напиши названия каждой группы).

 II.  Практическая работа

Цель: научиться разрабатывать контрольные задания и упражнения для младших школьников по окружающему миру.

Текст задания: Разработать диагностические задания, ориентированные на проверку знаний, соответствующих программе по окружающему миру (УМК, класс и раздел учебника по выбору студента).

Требования к работе: задания присутствуют разнотипные. Количество заданий рассчитано на весь урок. Объем работы зависит от трудности заданий.

 

Критерии оценки

«отлично»: диагностические задания, выполненные студентом, соответствуют программе предмета «Окружающий мир», возрасту обучающихся; разнообразны по содержанию и способам деятельности; задания оформлены в печатном виде, понятны для младших школьников, содержат критерии оценки результатов диагностирования (если тест в баллах); задания имеют четкую инструкцию.

«хорошо»: диагностические задания отражают уровень освоения программы по окружающему миру, выполнены в должном объеме, но содержат недочеты в оформлении, интерпретации результатов; не содержат инструкцию.

«удовлетворительно»: диагностические задания не в полной мере отражают требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников по предмету «Окружающий мир»; содержат ошибки в оформлении, неточности в формулировке заданий; некоторые задания могут быть некорректными.

«неудовлетворительно»: диагностические задания не отражают требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников по предмету «Окружающий мир»; задания имеют некорректные формулировки, содержат грубые фактические ошибки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры