I. ТИПЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1.Контрольные задания закрытого типа
1.Тестовый вопрос с выбором одного правильного ответа. В контрольных заданиях предлагается вопрос с выбором одного правильного ответа, простой выбор из 4–3 вариантов, в котором нужно выбрать один правильный ответ. Данное контрольное задание может строиться как на теоретическом, так и на практическом материале. Реализуется в письменном и электронном виде.
Например:
Почему исчезают многие виды животных?
1) не могут приспособиться к условиям обитания
2) люди уничтожают среду их обитания
3) их поедают другие животные
4) им не хватает корма
Что отличает человека от других живых существ
1) движение
2) рост
3) дыхание
4) разум
Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир
1) органы дыхания
2) органы чувств
3) органы пищеварения
4) органы кровообращения
Тестовый вопрос с выбором нескольких правильных вариантов ответа. При этом в задании это указывается (выбери несколько ответов).
Чем полезны бактерии?
1) помогают переваривать пищу;
2) с их помощью готовят квашеную капусту;
3) очищают воздух;
4) превращают молоко в кефир.
3. Задание на установление соответствия
Установите соответствие между природной зоной и её обитателем:
4. Задание на определение последовательности
Расположи в правильной последовательности стадии развития насекомых: взрослое насекомое, яйцо, куколка, личинка.
5. «Альтернативный ответ» (да/нет, истина/ложь)
Например: Верно ли утверждение, что у человека головной мозг развит лучше, чем у других животных.
2. Контрольные задания открытого типа
1. Задание, предлагающее вписать информацию (термин) как дополнение к контексту
Пример 1. Определи, о каком животном идет речь:
В степи нет укрытий, и этим крупным травоядным животным трудно спрятаться от хищников. У них прекрасная маскирующая серовато-жёлтая окраска шерсти, они очень быстро бегают и очень хорошо видят в поисках пищи пробегают большие расстояния. У них горбоносая морда, а нос позволяет им свободно дышать на бегу. Это____________.
Пример 2. Вставь недостающие слова в текст:
В Арктике температура воздуха летом________. Когда тают прибрежные льды, жизнь здесь оживает. На скалах птицы образуют птичьи ________. Самое большое наземное животное этой природной зоны - ______________. Его добычей являются ____________.
2.Задание, требующее развернутого письменного ответа. Контрольное задание предполагает развернутый письменный ответ на поставленный вопрос.
3. Творческое задание. Творческое задание предполагает использование фантазии. Например, придумай конец истории, закончи рассказ.
3. Другая классификация заданий
Задания для контроля могут быть печатные (готовые) и личные (составленные учителем).
Виды заданий:
1. Узнавание
2. Воспроизведение
3. Понимание.
4. Применение знаний и умений в знакомых условиях
5.Применение знаний и умений в новых условиях
II. Практическая работа
Цель: научиться разрабатывать контрольные задания и упражнения для младших школьников по окружающему миру.
Текст задания: Разработать диагностические задания, ориентированные на проверку знаний, соответствующих программе по окружающему миру (УМК, класс и раздел учебника по выбору студента).
Требования к работе: задания присутствуют разнотипные. Количество заданий рассчитано на весь урок. Объем работы зависит от трудности заданий.
Разработка разноуровневых учебных заданий, обеспечивающих усвоение конкретной темы по одному из учебных предметов
ПРИМЕР
Тема:
Будь природе другом
ТИП 1. УЗНАВАНИЕ. Данные задания, учащиеся выполняют на этапах первичного закрепления с проговариванием во внешней речи на уроках открытия нового знания, а также на этапах актуализации и фиксирования индивидуального затруднения, локализации затруднений на уроках общеметодологической направленности и рефлексии.
Задание
№1. Дополни текст.
Ловить бабочек сачком __________.
Любоваться цветами на лугу________.
Ломать ветки кустарников __________.
Ловить диких животных__________.
Обижать лягушек
и жаб ________.
Алгоритм
выполнения задания №1
1.Прочитайте задание.
2.Откройте учебник на стр. 94-95.
3.Дополните текст словами «можно» или «нельзя».
4. Проверь себя.
Задание
№2.
Вставьте в текст недостающие слова.
Можно______,____,____,____,_____.
Нельзя_____,____,___,____,_____.
Алгоритм
выполнения задания №2
1.Прочитайте задание.
2.Откройте учебник на стр. 94-95.
3.Вставьте в текст недостающие слова.
4 Проверьте себя.
Задание
№3.
Перечислите 5 правил поведения в природе, используя учебник на стр. 94-96.
Алгоритм
выполнения задания№3
1.Прочитайте задание.
2. Откройте учебник на стр. 94-95.
3. Перечислите
5 правил поведения в природе
4. Проверь себя.
Критерии оценивания к заданиям №1-2:
«5» - верно
дополнен текст;
«4» -
допущена одна ошибка;
«3» -
допущены две ошибки;
«2» - допущены
три и более ошибок.
Критерии оценивания к заданию №3:
«5» - верно
перечислено 5 правил поведения в природе;
«4» - верно
перечислено 4 правила поведения в природе;
«3» - верно
перечислено 3-1 правила поведения в
природе;
«2» - не перечислены правила поведения в природе
ТИП 2. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ. Данные задания, учащиеся выполняют на этапах реализации построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Учащимся с трудностями в обучении данное задание предлагается на этапе самостоятельной работы с проверкой по эталону. А также на уроках рефлексии и общеметодологической направленности, на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения.
Задание
№1.
Напиши, какие правила друзей природы обозначают эти знаки.
Алгоритм
выполнения задания №1
1.Прочитайте задание.
2. Рассмотрите рисунки.
3.Напишите, какие правила друзей природы обозначают
эти знаки.
4. Проверь себя.
Задание №2
Перечислите правила «Друзей природы»
Алгоритм
выполнения задания №2
1.Прочитайте задание.
2. Рассмотрите рисунки.
3.Перечислите правила
«Друзей природы»
4. Проверь себя.
Соедините линиями знаки и правила, которые они
обозначают
Нельзя рвать цветы
Нельзя разрушать
муравейники
Нельзя топтать грибы
Нельзя ломать ветки
деревьев
Нельзя обижать лягушек и жаб
Алгоритм выполнения задания №3
1.Прочитайте задание.
2. Рассмотрите рисунки.
3. Соедините линиями
знаки и правила, которые они обозначают
Задание №1
Заполние таблицу
1. Заполните
таблицу.
2. Проверьте себя
Задание №2
Нарисуйте 5 условных значков, обозначающих
правила поведения в природе, о которых говорится в учебнике на с 94-95
Алгоритм
выполнения задания №2
1.Нарисуйте 5 условных значков, обозначающих правила
поведения в природе, о которых говорится в учебнике на с 94-95
2. Проверьте себя
Задание №3. Продолжи предложения
Если уничтожить стрекоз, то ___.
Если будет мало жаб и лягушек, это приведет к _______.
Загрязнения рек приведет к ____.
Если рвать цветы, то________.
Алгоритм
выполнения задания №3
1.Продолжи
предложения.
2.Проверь
себя.
Критерии оценивания к заданию №1:
«5» -
задание выполнено без ошибок;
«4» -
допущены 1-2 ошибки;
«3» -
допущены 3-4 ошибки;
«2» -
допущены 5 и более ошибок;
Критерии оценивания к заданию №2:
«5» - верно
нарисовано 5 условных значков;
«4» - верно
нарисовано 4 условных значка;
«3» - верно
нарисовано 3-2 условный знак;
«2» - знаки
не нарисованы, или нарисован один.
Критерии оценивания к заданиям № 3:
«5» -
задание выполнено без ошибок;
«4» -
допущена одна ошибка;
«3» -
допущены две ошибки;
«2» -
допущены три и более ошибок.
ТИП 4. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ЗНАКОМЫХ УСЛОВИЯХ.
Данное
задание можно использовать для
самостоятельной работы на этапе включения нового знания в систему знаний.
Задание №1. Найдите ошибки в тексте.
Мальчики
Коля и Петя пошли в лес. По дороге они громко пели песни. В лесу они рвали
красивые цветы. Коля нашел гнездо птицы и потрогал яйца. А Петя сделал Коле
замечание. На поляне ребята разворошили муравейник, а по дороге домой подобрали
ежика.
Алгоритм выполнения задания №1
1. Прочитайте
задание.
2. Найдите неверные поступки, подчеркните слова, обозначающие неверные действия.
3. Выполните проверку.
Задание №2. Ученики
получили задание: нарисовать условные знаки о правилах поведения в
природе. Найдите ошибки в рисунках.
Алгоритм выполнения задания №2
1. Рассмотри рисунки.
2.Найдите ошибки в рисунках.
3.Выполните проверку.
Задание №3. Заполните таблицу, дайте краткие ответы
Алгоритм выполнения задания №3
1.Рассмотрите таблицу
2.Заполните таблицу, дайте краткие ответы
Критерии оценивания к заданию №1:
«5» - все
ошибки найдены ошибки;
«4» - верно
найдено четыре ошибки;
«3» - верно
найдено две-три ошибки;
«2» - верно
найдено две и менее ошибок.
«5» - задание выполнено без ошибок.
«4» - допущена одна ошибка.
«3» - допущены две ошибки.
«2» - допущены три или более ошибок.
«5» - задание
выполнено без ошибок;
«4» -
допущена одна ошибка;
«3» -
допущены две ошибки;
Задание
№1
Придумайте
пять своих условных знаков о правилах охраны природы.
Алгоритм выполнения задания №1
1.Придумайте пять своих условных знаков о правилах
охраны природы.
Задание №2. Придумайте филворд
Алгоритм выполнения задания №2
1.Придумайте филворд, «спрячьте» в нем 4-5 ключевых
слов по теме «Будь природе другом».
2. Проверьте правильность написания слов.
Пример филворда:
П |
Н |
У |
Ю |
Ц |
О |
Р |
Т |
Э |
К |
О |
Л |
И |
Й |
Л |
О |
Г |
С |
Р |
А |
И |
С |
Ф |
Б |
О |
Х |
Р |
А |
Н |
А |
Д |
Р |
У |
З |
Ь |
Я |
А |
Е |
Д |
У |
Т |
Я |
Задание №3. Придумайте 5 вопросов на тему «Будь природе другом».
Алгоритм
выполнения задания №3
1. Придумайте 5 вопросов на тему «Будь природе другом».
Критерии оценивания к заданию №1:
«5» - верно
подобраны 5-4 условных знаков;
«4» - верно подобрано 3-2 условных знака;
«3» - верно
подобран 1 условный знак;
«2» - не
подобраны условные знаки.
Критерии оценивания к заданию №2:
«5» - задание выполнено без ошибок;
«4» -
допущены 1-2 ошибки;
«3» - допущены
3-4 ошибки;
«2» -
допущены 5 и более ошибок;
Критерии оценивания к заданию №3:
«5» - верно
подобрано 4-5 вопросов;
«4» - верно подобрано 3-2 вопросов;
«3» - верно
подобран 1 вопрос;
«2» - не подобраны вопросы.
Критерии оценки практичексой работы
«отлично»: диагностические задания, выполненные студентом, соответствуют программе предмета «Окружающий мир», возрасту обучающихся; разнообразны по содержанию и способам деятельности; задания оформлены в печатном виде, понятны для младших школьников, содержат критерии оценки результатов диагностирования (если тест в баллах); задания имеют четкую инструкцию.
«хорошо»: диагностические задания отражают уровень освоения программы по окружающему миру, выполнены в должном объеме, но содержат недочеты в оформлении, интерпретации результатов; не содержат инструкцию.
«удовлетворительно»: диагностические задания не в полной мере отражают требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников по предмету «Окружающий мир»; содержат ошибки в оформлении, неточности в формулировке заданий; некоторые задания могут быть некорректными.
«неудовлетворительно»: диагностические задания не отражают требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников по предмету «Окружающий мир»; задания имеют некорректные формулировки, содержат грубые фактические ошибки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий