Формы обучения естествознанию. Урок окружающего мира.

Вопросы:

1.    Разнообразие форм обучения. Урок – основная форма обучения естествознанию.

2.    Типы и структура уроков

3.    Внеклассные и внеурочные формы обучения естествознанию.

 1.    Разнообразие форм обучения. Урок – основная форма обучения естествознанию.

Форма обучения - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (класс, при­рода), осуществляемая в определенном порядке и режиме.

Формы обучения классифицируются:

1) По организационному оформлению педагогического процесса: индиви­дуальное обучение, классно-урочная форма, лекционно-семинарская.

2) По соотношению с учебным планом:

-  учебно-плановые: урок, экзамен, домашняя работа, семинар;

-  внеплановые: консультации, экскурсии, кружки;

- вспомогательные: занятия групповые и индивидуальные, репети­торство, факультативны и клубы.

3) По количеству детей, участвующих в процессе обучения: фронтальные (массовые), коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

4) По месту учебы:

- школьные: уроки, кружковые и факультативные занятия, работа в живом уголке и на пришкольном участке;

-  внешкольные: домашняя работа, экскурсии.

5) По обязательности участия:

-   уроки и внеурочная работа (наблюдение);

-   внешкольная (домашняя работа).

В начальной школе традиционно используются следующие формы: уроки, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, вне­классная работа, экскурсии.

Урок - обязательная форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Лабораторно-практические занятия - те же уроки, но требующие осо­бой организации учебного процесса и специального оснащения.

Домашняя работа проводится по заданию учителя, она направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к предмету.

Экскурсии - это особый тип занятий, проводимый вне школы и требую­щий специальной методики. Экскурсии могут быть частью как классно-урочных, так и внеклассных занятий.

Внеклассные формы занятий - это организация наблюдений в природе, классные часы о природе, а также необязательная работа, вы­ходящая за рамки программы.

Внеурочная работа - это работа по интересам в кружке юных натурали­стов, в живом уголке, которая организуется на основе широкой самодеятель­ности учащихся.

Система уроков дает учителю возможность преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной рабо­той учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками и развивая познавательные способности. Урок является важной частью работы учителя, требует от него специальной методической подготовки, определенного педа­гогического мастерства.

Уроки окружающего мира имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов: на них учитель должен использовать мето­ды обучения, свойственные естественным наукам, формировать определенные умения, которые потребуются в дальнейшем при изучении географии, физики, химии, биологии. Это - наблюдение природных объектов и явлений, выполне­ние опытов и практических работ, работа во время экскурсии и т.д. В резуль­тате изучения курса учащиеся должны получить определенную сумму знаний и развить логическое мышление.

 

Нетрадиционные уроки

1) в форме соревнований и игр (КВН, викторины, соревнования, игры-путешествия);

2) тренинга;

3) напоминающий публичные формы общения - аукцион, телепередача, устный журнал, «живая газета»;

4) уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-творчества;

5) основанные на имитации деятельности при проведении культурных ме­роприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, театрализованные уроки;

6) традиционные внеклассные формы работы в сочетании с игрой: уроки-путешествия, «Поле чудес», утренники, спектакли, инсценировки, «По­сиделки», «Клубы» и др.;

7) интегрированные уроки;

8) трансформация традиционных способов организации урока: компью­терный урок, урок-зачет.

 

2.Типы и структура уроков

Типы урока деятельностного типа в зависимости от целевой ориентации.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания

2. Уроки рефлексии

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

4. Уроки развивающего контроля

 

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.

 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

 Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в 3.учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 9. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков.

4. Контроль.

5. Самоконтроль.

6. Самооценка.

7. Рефлексия деятельности.

Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля.

4. Контрольная работа.

5. Самоконтроль (взаимоконтроль).

6. Самооценка.

7. Рефлексия (итог урока)

 3. Внеклассные и внеурочные формы обучения естествознанию

В школе используются индивидуальная, групповая и массовая формы работы.

 Внеурочная форма – форма организации добровольной работы уча­щихся вне урока под руководством учителя для формирования и развития познавательных интересов и творческой самодеятельности. К внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непо­средственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала.

Внеурочная работа позволяет углублять и расши­рять полученные на уроках экологические знания, создает условия для вос­питания трудолюбия и нравственных качеств.

Индивидуальная внеурочная работа - выполнение небольших заданий (уход за растениями в классе, за животными в уголке природы или дома, сбор коллекций семян или листьев) наблюдений и сезонных наблюдений в приро­де, опыты, требующие длительных наблюдений, например - по выращиванию кристал­лов или проращиванию семян, подготовка докладов, написание сочинений, изготовление посо­бий, чтение художественной литературы о природе писателей В. Бианки, К. Паустовкого, М. Пришвина, И. Акимушкина и др.

Групповая внеурочная работа - организация кружков и клубов юных любителей природы. Основная цель кружка - углубление и расширение при­родоведческих знаний и умений, выработка элементарных навыков исследо­вательской работы, участие в общественно-полезном труде. Кружок помогает детям усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки.

Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать с 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. Работа в кружке проводится систематически. Программа определяется учителем. Количество учащихся в кружке не должно превышать 10-15 чело­век. Занятия могут проходить 1 раз в неделю или 2-3 раза в месяц. Продол­жительность занятий не должно превышать 40 минут в помещении и 60 ми­нут на воздухе. Программа работы кружка строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздейст­вие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, исследовательский, благотворительный блок практических мероприятий и др.

Занятия в кружке можно сочетать с творческой и природоохранной ра­ботой. Члены кружка могут выпускать стенную газету, в которой остальные ученики школы могут познакомиться с экологическими проблемами родного края, узнать много нового и интересного.

Работа в клубах имеет туристско-краеведческую направленность и соче­тает в себе не только изучение природы, но и походы, экскурсии.

Внеурочная работа может осуществляться с «Дневником наблюдений», где фиксируются наблюдения фенологические и за погодой. Сюда же можно отнести работу в уголке живой природы в рамках изу­чаемых тем.

 Массовые формы внеклассной работы позволяют привлечь большое количество уча­щихся:

- читательские конференции,

- тематические просмотры фильмов,

- природоведческие недели,

- конкурсы, КВН, викторины, олимпиады,

- утренники, тематические вечера, праздники «День птиц», «Праздник русской березки», «Праздник цветов», «Праздник урожая» и др.

Многие виды внеклассной работы связаны с природоохранной работой.

В числе традиционно предлагаемых учащимся дел включаются такие природоохранные мероприятия как подкормка птиц, разведение комнатных цветов, уборка школьной территории. Н.С. Дежниковой и И.В. Цветковой была разработана серия экологических проектов и инициатив, которые пред­ставляют собой кратковременные или длительные полезные дела в сочетании с игрой: «Фирма «Зеленый дом», «Лампочкин марафон», «Возвращенный лес».

Организуются операции «Муравейник», «Елочка», «Ручеек», «Помощь зимующим птицам». Внеклассная работа требует участия взрослых, родителей.

 Домашняя работа – внеурочная форма организации деятельности учащихся по са­мостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, связан­ных с темой уроков.

Виды работ:

повторение по учебнику материала, который был разобран на уроке,

- длительные наблюдения,

- трудоемкие опыты,

- моделирование,

- выполнение заданий учебника и тетради в устной и письменной форме,

- ответы на вопросы, предложенные учителем,

- работа на пришкольном участке - уход за растениями, сбор листьев, посадка семян,

- работа на географической площадке,

- оформление стенгазет в рамках программного материала,

- подготовка сообщений по теме урока;

- выполнение рисунков, оформление схем, раскрашивание.

Группы:

1. По дидактической цели:

- направленные на усвоение знаний;

- на формирование умений и навыков (измерить, определить температу­ру, стороны горизонта, направление ветра и др.);

- применение знаний.

2. В зависимости от методов и средств усвоения:

- практические (наблюдение, опыт, моделирование, собрать гербарий);

- задания на анализ, обобщение и систематизацию текстов (дополнение схем, написание мини-сочинений, подготовка рефератов).

3. В зависимости от характера познавательной деятельности:

- репродуктивные (пересказ, рассказ по плану);

- частично-поисковые (составление сравнительных таблиц);

- творческие (разработка проекта).

4. По отношению к изучаемому материалу:

- плановые (по теме);

- опережающие (по системе развивающего обучения);

- индивидуальные, групповые):

5. С учетом индивидуальных особенностей:

- минимальные;

- максимальные.

Требования:

1. Основное назначение домашних заданий - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определений понятий, конкретных характеристик свойств предме­тов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению учебно­го материала, но и к умению оперировать полученными знаниями. Теорети­ческий материал для усвоения должен не просто заучиваться детьми, а осознаваться.

На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучаю­щие учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация изучаемого материала.

2. Задания для домашней работы должны строиться с учетом развития и интересов детей, требований программы. В классе всегда есть ученики, кото­рые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по повторению ключевых вопросов курса. С другой стороны, в классе имеются ученики, проявляющие повышенный интерес к предмету. Им также нужны индивидуальные задания, рассчитанные на расширение кругозора и углубле­ние знаний.

3. Задания должны предполагать проявление инициативы и творчества учащихся;

4. Задания должны носить практический характер (применение получен­ных знаний). Для этого существуют рабочие тетради.

5. При проверке домашнего задания учитель выделяет определенный этап урока и отводит время для объяснения задания на следующий урок. От того, насколько учащиеся усвоят задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не только то, что нужно сделать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся записывают домашнее задание в свои тет­ради (дневники).

6. Если задание предлагается учителем в виде вопросов, то вопросы при проверке формулируются в том же виде. Вопросы должны быть конкретные.

7. Суммарное время выполнения домашней работы по всем предметам не должно превышать 1,5-2 ч в день.

Иногда домашнее задание дается с опережением нового материала, что­бы использовать полученные детьми знания при объяснении нового.

 Вопросы для самоконтроля:

1. Какова классификация форм обучения по окружающему миру?

2. Каковы виды уроков деятельностного типа?

3. Какова структура урока открытия нового знания? Уроков коррекции? методологической направленности? Развивающего контроля?

4. Что представляет собой внеурочная работа по окружающему миру?

5. Каково содержание внеклассной работы по окружающему миру?

6. Какие требования предъявляют к домашней работе в начальной школе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры