Методы обучения. Практические методы обучения

Практические методы обучения

Вопросы:

1.     Наблюдение.

2.     Опыт.

3.     Практическая работа.

4.     Моделирование.

5.     Методика работы с картой и планом.

-        Виды карт, используемые в начальной школе.

-        Особенности карт для начальной школы.

-        Задачи изучения карты.

-        Поэтапность работы при ознакомлении детей с картами.

-        Задания на закрепление полученных знаний и умений.

 

К практическим методам относятся: наблюдение, проведение лаборатор­ных фронтальных опытов (экспериментов), практические работы с приборами, по описанию природных объектов, моделирование, работа с картой.

Классификация практических методов:

1) по организационным формам - индивидуальные, групповые, фронталь­ные;

2) по продолжительности - кратковременные и длительные;

3) по характеру - комплексные и выборочные;

4) иллюстративные и исследовательские.

 

1.     Наблюдение.

 Наблюдение метод, направленный на восприятие предметов и явлений природы с целью познания окружающей действительности.

Частные методы: наблюдение, на которое опирается учитель в сочетании со словесными методами, наблюдение за демонстрационными объектами, на­блюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы прибо­ров), наблюдение исследовательского характера, связанное с постановкой опы­тов.

Требования к организации наблюдений:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Организация активной познавательной деятельности в процессе наблю­дения.

3. Практическая значимость наблюдения. Использование сведений....

4. Использование приемов наблюдения:

•   фиксирование объекта;

•   выделение существенных признаков;

•   фиксирование результатов наблюдения;

•   выводы.

5. Формирование умений наблюдать, осуществление самостоятельного на­блюдения.

6. Систематизация наблюдаемого.  

7. Руководство наблюдения учителем.

Существует обязательный минимум, который включает наблюдение за природными объектами:

•   положение солнца над горизонтом в разное время года, наблюдение за другими астрономическими объектами;

•   наблюдение за погодой и климатом;

•   формы поверхности и полезные ископаемые;

•   почвенный покров;

•   водоемы;

•   растения и животные;

•   человек - функционирование организма, трудовая деятельность, обще­ние;

•   природные сообщества;

•   экологическое состояние объектов и территорий.

Наблюдения могут зависеть от местных факторов.

 Методика проведения наблюдения:

1. Определение содержания наблюдения.

2. Выбор места и сроков наблюдения.

3. Подготовка детей к наблюдению (практическая, психологическая, эти­ческая, формирование необходимых знаний и умений).

4. Определение цели и задач наблюдения.

5. Разработка плана наблюдения.

6. Подготовка оборудования.

Этапы наблюдения:

1. Подготовительный этап:

- постановка проблемы и задач;

- выбор объекта и способа фиксации наблюдения;

- стимулирование интереса к объекту;

- беседа с опорой на жизненный опыт (что известно).

2. Концентрация внимания на объекте:

Приемы: использование загадочности, неожиданности, объяснения и показа, постановка проблемных вопросов, сравнение, использование художествен­ных образов, загадок, стихотворений.

3. Исследование наблюдаемого объекта.

1 - целостное восприятие - молча (форма, цвет, размер и др.);

2 - абстрагирование - обобщение свойств, отнесение к какой-либо группе, установление причинно-следственных связей;

3 - фиксирование образа, определение места в системе знаний;

4. Заключительный этап: подведение итогов, закрепление представлений.

Наблюдения могут проходить во время урока, на экскурсии, во внекласс­ной работе (в уголке живой природы, на опытном участке), дома.

При организации наблюдений за природой (фенологические наблюдения) фиксировать результаты необходимо в дневнике наблюдений.

Организация самостоятельных наблюдений должна сопровождаться инди­видуальными или групповыми заданиями по карточкам.

 2. Опыт способ изучения объектов и явлений природы в специально созданных искусственных условиях с целью доказательства опре­деленных предположений.

Разновидности опытов в начальной школе:

1. По времени: краткие на - уроках, длительные - в течение недели.

2. По месту в учебном процессе: урочные и внеурочные.

3. По дидактической цели: при изучении нового материала, для закрепле­ния знаний, в ходе контроля за выполнением домашнего задания.

4. По специфике проведения: демонстрационные (показ учителем), лабо­раторные (работа детей)

5. По поисковой направленности: традиционные (цель ставится учителем), проблемные (эксперимент, в ходе которых детьми выдвигается гипоте­за, намечаются пути выполнения).

Этапы работы:

1. Подготовительный

- учитель: проверка оборудования, наличия объектов, с которыми проводит­ся опыт, предварительное проведение опыта;

- ученики: подготовка к восприятию, инструктаж, план.

2. Проведение опыта

Варианты: коллективно, по группам, самостоятельно с использование алго­ритма, под руководством учителя.

3. Анализ полученных результатов

От класса к классу опыты усложняются.

Требования:

1. Постановка цели.

2. Инструктаж, в том числе по технике безопасности.

3. Оснащение оборудованием всех учащихся.

4. Одновременность выполнения опыта всеми учащимися.

5. Уборка оборудования и отчет о полученных результатах.

 3. Практическая работа

Виды практических работ:

1. По дидактической задаче: Знакомство с новыми знаниями, приобретение но­вых умений; совершенствование теоретических знаний, умений;

2. По месту проведения: урочные и внеклассные (экскурсионные);

3. По характеру объясняемого материала: при объяснении нового материала, повторении пройденного.

4. По форме организации: индивидуальные, групповые, фронтальные.

5. По источнику знаний:

- работа с предметами природы - распознавание частей, свойств (части растений);

- работа с приборами и их моделями (термометр, компас);

- работа с картой;

- графические работы (со схемами, заполнение сравнительных таблиц).

Методика проведения:

1. Предварительный этап:

- подбор оборудования;

- составление заданий;

- выбор методических приемов.

2. Основной этап:

- объяснение учителя, постановка задач и указания к работе;

- показ учителем приемов выполнения работы;

- самостоятельное выполнение работы;

- проверка результатов, выводы.

Работа может проводиться под руководством учителя, по плану учебника или с доски, по карточкам-заданиям.

Фиксация результатов может быть словесно, показ ответов, запись в таб­лице, зарисовка.

3. Заключительный этап (контроль) - оценка работы.

В начальной школе проводится опытно-практическая работа, формируя исследовательские умения.

 4. Моделирование - система действий по построению, преобразованию, использованию воспринимаемой модели, элементы и отношения которой по­добны элементам и отношениям природной системы.

Способствует развитию мышления, лучшему осознанию материала. Дейст­вующие модели позволяют проследить работу в действии.

Работа со статическими моделями, муляжами фабричными и самодельными не является моделированием, т.к. здесь используется наглядное пособие – модель, которое задействует наглядные и практические методы (практическая работа).

Моделированием можно назвать:

1. Работу с предметно-схематическими моделями (план, карта, схемы, цепи пи­тания), при условии, что план и карта составляются из фрагментов.

2. Работа с графическими моделями (графики и диаграммы, их построение).

3. «Живое моделирование» - инсценировка процессов и явлений, например, моделирование круговорота веществ, почвы с помощью тел детей. Данный вид моделирования еще называют имитационной игрой (см. тему «Игра на уроках окружающего мира»).

Этапы:

1. Подготовительный.

2. Основной

3. Итоговый.

Практические методы формируют у детей умение работать по плану, само­стоятельно, развивать логическое мышление.

Построение предметно-схематических моделей  -  это работа со схемами. Схема конкретизирует материал, развивая абстрактное мышление.

Виды работы со схемами:

- рассказ по схеме (наглядный метод);

- повторение материала с использованием схем (наглядный метод);

- заполнение схемы с использованием учебника (практический метод);

- построение схемы (практический метод).

5.Методика работы с картой и планом (работа с картой- пазновидность практической работы)

План и карта являются схематической моделью местности. Но моделированием работа с картой не считается – это практическая работа.

В начальной школе используются следующие виды карт:

физическая карта полушарий;

- физическая карта РФ;

- природные зоны России;

- физическая карта области (краеведческая);

- план местности;

- глобус;

- контурные карты;

- атласы.

Особенности карт:

1) используется косая перспективно-цилиндрическая проекция М.Д. Со­ловьева;

2) масштаб имеет все три варианта: именованный, числовой и линейный;

3) более яркая цветовая окраска;

4) меньшая информативная нагрузка (меньшее количество изображаемых объектов и названий);

5) используются настенные карты и карты в учебнике;

6) размеры настенных карт должны быть не менее 1 м.

Задачи изучения карты:

научить детей понимать карту (использование системы подготовитель­ных упражнений для обучения детей ориентироваться в пространстве, форми­рование умения пользоваться масштабом);

- знание карты (различие суши и воды по цветовой гамме, населенных пунктов и др. объектов);

- научить читать карту (умение переводить условные знаки в описание конкретных объектов).

Поэтапность:

1. Подготовка к восприятию топографического материала (измерение расстояния; ориентировка в пространстве: вправо, влево; фиксация трехмерных объектов на плоскости и наоборот воссоздание трехмерно­го изображения по изображению на плоскости).

2. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны го­ризонта».

3. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам и ком­пасу.

4. Черчение планов различных предметов.

5. Введение понятия «масштаб».

6. Ознакомление с планом, соотнесение рисунка и объекта на плане, оп­ределение направления.

7. Выявление отличий плана и карты.

8. Изучение особенностей карты.

9. Изучение карты полушарий (экватор, полюса, параллели, меридианы, полушарии).

10.Работа с глобусом

11. Работа с физической картой России

В некоторых программах план местности изучается позже,  а начинается работа с глобуса, потом карта полушарий, карта России, и только потто изучается план.

К работе с картой предъявляются требования к умениям:

- положение ученика у карты,

- пра­вильный показ географических объектов - рек, озер, гор, материков и океанов;

- показ границ сухопутных и морских, границ стран на политической карте в учебнике;

- узнавание и распознавание объектов.

Задания на закрепление полученных знаний и умений:

1. Топографические диктанты.

2. Конструирование карты из ее частей.

3. Элементарные опросы на знание местоположения основных объектов.

4. Определение географического объекта на карте.

5. Заочное путешествие по карте или плану.

6. Определение расстояния между населенными пунктами.

7. Работа с контурной картой (надписи названий рек мелко и четко парал­лельно направлению; надписи городов, островов и озер вдоль паралле­лей; использование соответствующих цветов).

 Вопросы для самопроверки:

1.     Какие методы относятся к практическим?

2.     Что такое наблюдение?

3.     Каковы требования к организации наблюдения?

4.     Что такое опыт? Какие бывают опыты?

5.     Какова методика проведения опыта?

6.     Какие виды практических работ можно выполнять на уроках окружающего мира?

7.     Чем отличаются карты в начальной школе от других карт?

8.     В чем заключается методика работы с картой?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры