Методы и формы контроля

 План:

1. Функции контроля

2. Виды контроля в начальной школе.

3. Методы контроля знаний учащихся.

4. Требования к контролю знаний.

 1.      ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ

Контроль знаний обладает следующими основными функциями.

1.  Обучающая функции:

·       в процессе контроля происходят систематизация, углубление и за­крепление учебного материала;

·       благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и иска­жения в понимании учебного материала;

·       в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся,

2.  Воспитательная функция:

·       контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе;

·       в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответ­ственности учеников за свои усилия;

·       воспитательная функция контроля знаний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости;

·       контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний.

3.   Ориентирующая (диагностическая) функция:

·       контроль знаний показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту;

·       контроль знаний раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения;

·       контроль знаний информирует учителя о достижении цели обучения отдельными учениками и классом в целом;

·       контроль знаний позволяет установить пробелы в обучении и вы­явить область недостаточных знаний учащихся;

·       контроль знаний выявляет результаты учительского труда и недоче­ты в его работе;

·       контроль знаний помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя.

4.   Развивающая функция:

·       развитие логического мышления;

·       умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обоб­щать и делать выводы;

·       возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий.

5.  Контролирующая (выявляющая) функция:

·       состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмот­рены обучающей программой;

·       насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения.

2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Предварительный контроль. Имеет диагностические зада­чи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Позволяет учителю выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

2. Текущий контроль. Осуществляется по ходу обучения (на каждом уроке) и дает возмож­ность определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении про­граммного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность уче­ника за подготовку к каждому занятию.

3. Промежуточный (периодический) контроль. Подводит итоги работы за определенный период (четверть, полугодие).

4. Тематический контроль. Проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

5. Итоговый контроль. Определяет конечные результаты обуче­ния и охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

6. Отсроченный контроль определяет остаточные знания и умения спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более).

7. Инспекторский (по текстам управления образования, министерства).

8. Взаимоконтроль (проверка детьми друг друга).

9. Самоконтроль (проверка самого себя).

10. Рейтинговый контроль. Суть его состоит в определении рейтинга учащегося по какому-либо предмету. Учителем определяется перечень контрольных точек, через которые должны пройти ученики. За каждую работу получают баллы. Существуют виды работы, за которые получают дополнительные баллы (сообщение). Суммируя баллы в конце четверти или года, выявляется наиболее успешный ученик и менее успешный. При таком виде контроля допустимо переписывание контрольных работ.

По форме контроль может быть индивидуальный, групповой и фронтальный.

Контроль может осуществляться на отдельном этапе урока и в ходе кон­трольного урока.

 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Формы проведения устного опроса: рассказ, беседа, объяснение схемы или опыта. Он должен быть интересен классу, не затянут, иметь последовательные вопросы.

2. Письменный опрос (5-10 мин). За короткое время опрашивается весь класс

а) индивидуальный - карточки;

б) фронтальный - задание по вариантам с использованием вопросов, проверочная работа и др.

3. Контрольная работа

Требования:

1) контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что изученный материал хорошо усвоен.

2) необходимо за одну - две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и организовать соответствующую подгото­вительную работу.

3) очень важно, чтобы содержание контрольных работ охваты­вало основные положения изученного материала и включало в себя такие во­просы, решение которых требовало бы от учащихся проявление сообрази­тельности и творчества.

4) при проведении контрольных работ необходимо обеспе­чить самостоятельность проведения учащимися заданий. Хорошими приема­ми является подбор для учащихся различных вариантов одного и того же за­дания, проведение контрольных работ в помещениях, где есть возможность посадить учащихся по одному.

5) важно, что бы контрольные работы проводились в первой по­ловине недели на вторых и третьих уроках.

6) учитель обязан внимательно проверять и объективно оцени­вать контрольные работы, а так же проводить анализ их качества, классифи­цировать допущенные ошибки и осуществлять последующую работу по уст­ранению пробелов в знаниях.

4. Лабораторно-практический контроль. Практические работы и опыты.

5. Комбинированный  - работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями в сочетании с другими видами опроса.

6. Графический контроль (графики, схемы, таблицы, диаграммы).

7. Программированный контроль (безмашинный – перфокарты и машинный – на компьютере).

8. Тестирование. Тест - набор стандартизирован­ных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвое­ния его учащимися.

Тесты должны удовлетворять требованиям:

1) надежность (тест показываете те же результаты неоднократно, в раз­ных условиях);

2) объективность (результаты теста зависят только от знаний учени­ков, а оценки за них напрямую не зависят от учителя);

3) валидность (знания должны соответствовать программе);

4) эффективность (объем выполненной работы за единицу времени).

Учителя могут и сами разрабатывать тесты для промежуточного кон­троля знаний. Они не прошли проверку на валидность и надежность, поэтому их называют внутренними. При составлении таких тестов необходимо учи­тывать ряд требований:

·       тесты должны быть краткими;

·       тесты не должны требовать больших затрат времени на их выполне­ние;

·       они должны быть однозначными, чтобы нельзя было произвольно толковать содержание;

·       необходимо, чтобы тесты были пригодны для математической обра­ботки результатов;

·       они должны позволять получать количественную оценку результа­тов их выполнения.

Формы контроля:

Самоконтроль, контроль учителя, взаимоконтроль.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

1. Вопросы во время контроля должны быть от простого к сложному или творческому, проблемному.

2. Количество письменных заданий в тестах не превышает 10-15. В заданиях должны быть т.н. «помощники» (Карта - это ...; дополни цепь: яйцо - ...- куколка - бабочка);

3. Использование разноуровневых заданий.

4. Время тестовой работы во 2 классе 10 мин, 3-4 - 15 мин.

В 1-2 классах используются графические карточки (заполни схему, дорисуй).

5. Фиксация результатов.

6. Соответствие программным требованиям.

7. Ясное формулирование задания.

       Фиксация результатов:

Лист индивидуальных достижений (комплексная оценка) 

ФИО

 

 

 

критерии

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итоговая отметка

 

Понимание

Умение …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Иванов П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

○ - понимает взаимосвязи между явлениями и предметами, не допускает ошибок;

□ - при выполнении заданий допускает ошибки;

∆ - имеет частичное представление, оперирует конкретными единичными понятиями, с задание не справляется.

 Требования к контрольной работе:

1. Задания прочитываются вслух по вариантам, затем самостоятельно детьми.

2. Разбор некоторых заданий - как нужно выполнять.

3. Самопроверка учащимися.

Кон­троль включает в себя такие понятия, как «проверка» и «оценивание».

Главной функцией проверки является получение педагогом информации о степени ос­воения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробе­лов в знаниях.

Основой для оценивания успеваемости учащихся являются итоги кон­троля,  при котором учитываются качественные показатели (в баллах) и количественные пока­затели работы школьников (фиксируются в оценочных суждениях, например, «хорошо»). Результаты контроля знаний представляются в виде оценок и отметок.

Отметка - это количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Оценка - процесс сравнения знаний, умений и навы­ков с эталонами, которые предписаны в учебной программе.

Оценивание бывает сравнительное - учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другими; нормативное - оценивание итогов, исходя из требований стандарта образования и программных требований и личностное - ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом.

Правила выставления оценок:

1. При оценивании знании учитель должен исходить из личностного и нормативного способов.

2. Контроль знаний должен носить систематический характер и охва­тывать все важные элементы знаний, умений и навыков учащихся.

3. При выставлении отметок учитель должен умело сочетать разнооб­разные методы контроля.

4. Оценкам желательно придавать вербальный характер, т.е. учитель объясняет, почему он именно так оценил знания школьника

5. Учителю следует давать ученикам возможность несколько раз пере­сдавать задания с целью повышения отметки.

6. Учитель не должен сравнивать учеников друг с другом.

Оценивание:

При оценке результатов можно проследить:

- качество усвоения ЗУН;

- степень сформированности учебной деятельности;

- степень развития познавательных процессов;

- уровень развития познавательной активности, прилежания и старания.

 Ошибки, влияющие на качество оценки:

1. Неправильное определение понятия.

2. Грубое нарушение последовательности.

3. Неправильное раскрытие закономерностей, протекания процессов и др.

4. Ошибки при классификации явлений на группы.

5. Незнание фактического материала, неумение привести пример.

6. Ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результа­ту.

7. Неправильное заполнение таблицы, неумение нарисовать, заполнить схему.

8. Неумение ориентироваться по карте.

Недочеты: неточности, отсутствие подписей и обозначений к рисункам, отдельные незначительные нарушения последовательности и др.

Снижение отметки допускается при неряшливости, неразборчивости, ис­правлениях.

В современной школе используется безоценочная система обучения (в 1 классе и во 2 классе 1 четверти), используется самооценка и взаимооценка учащихся.

 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

 ·       Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

 ·       Оценка «4»  ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

 ·       Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

 ·       Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя

·       Вопросы для самоконтроля:

·       1. Какие функции выполняет контроль?

·       2. Какие виды контроля бывают?

·       3. Какие методы используются для контроля?

·       4. Какие требования предъявляются к контролю знаний?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры