Вопросы для рассмотрения
1.Понятие о малокомплектных классах.
2. Особенности планирования уроков окружающего мира.
3. Выполнение самостоятельной работы по разработке конспекта урока в малокомплектной школе.
1. Понятие о малокомплектных классах.
Малокомплектными классами называются классы, имеющие разновозрастной состав и неполную наполняемость. Например, в классе учатся 3 ученика 1 класса и 5 учеников 3 класса. Малокомплектные школы - школы сельской местности, имеющие такие классы.
2. Особенности планирования уроков окружающего мира.
План-конспект урока окружающего мира в малокомплектной школе имеет те же этапы, как и любой другой урок в другой школе. Отличительные особенности заключаются в том, что на уроке присутствуют дети разной возрастной группы. В один урок приходится включать материал двух классов.
В связи с этим появляются особенности при планировании уроков.
1. В малокомплектной школе используется разнопредметное планирование и однопредметное планирование. Разнопредметное - сочетание на одном уроке урока чтения в одном классе и урока окружающего мира в другом. Однопредметное - проведение урока окружающего мира одновременно в двух классах.
2. При планировании учитывается степень умения работать самостоятельно, уровень подготовленности учеников, уровень новизны и сложности материала.
3. Используется фактор времени.
4. Структура урока представляет собой чередование самостоятельной работы учеников в одном классе и объяснения учителя в другом, а так же проверки самостоятельно изученных знаний. Самостоятельной работой учащиеся заняты от 25 до 75 % рабочего времени.
5. Следует приучать детей извлекать знания из разных источников: учебников, справочников, наглядных пособий; выполнять практические задания.
Рассмотрим структуру урока во 2 и в 3 классах малокомплектной школы:
Виды работы с учителем:
- объяснение нового материала (сложно, дети не могут сами);
- первичное закрепление материала и систематизация знаний;
- проверка уровня знаний;
- выявление осознанности, глубины и прочности усвоенного материала;
- проверка самостоятельной работы - заданий и пр.;
- опыты, практическая работа;
- обобщение изученного материала.
Содержание самостоятельной работы учащихся:
- изучение нового материала;
- повторение по учебнику или по другим источникам изученного материала;
- упражнения для первичного закрепления материала;
- проведение некоторых практических работ;
- выполнение заданий с привлечением наглядности;
- просмотр презентации, фильма.
Самостоятельные работы можно разделить на подготовительные, обучающие и тренировочные.
Подготовительная самостоятельная работа: повторение, сопоставление фактов, предварительное чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовывание, наблюдение, проведение опытов.
При проведении самостоятельной работы учителю нередко приходится использовать карточки-задания, которые он изготавливает сам.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие классы считаются малокомплектными?
- В чем особенность планирования уроков по окружающему миру в малокомплектных классах?
- Какие виды самостоятельных работ выполняют дети на уроке?
- Какие виды работы выполняются в малокомплектном классе непосредственно с учителем?
Комментариев нет:
Отправить комментарий