Урок в малокомплектной школе

Вопросы для рассмотрения

1.Понятие о малокомплектных классах.

2. Особенности планирования уроков окружающего мира.

3. Выполнение самостоятельной работы по разработке конспекта урока в малокомплектной школе.

 1. Понятие о малокомплектных классах.

Малокомплектными классами называются классы, имеющие разновозраст­ной состав и неполную наполняемость. Например, в классе учатся 3 ученика 1 класса и 5 учеников 3 класса. Малокомплектные школы - школы сельской ме­стности, имеющие такие классы.

 2. Особенности планирования уроков окружающего мира.

План-конспект урока окружающего мира в малокомплектной школе имеет те же этапы, как и любой другой урок в другой школе. Отличительные особенно­сти заключаются в том, что на уроке присутствуют дети разной возрастной группы. В один урок приходится включать материал двух классов.

В связи с этим появляются особенности при планировании уроков.

1. В малокомплектной школе используется разнопредметное планирование и однопредметное планирование. Разнопредметное - сочетание на одном уроке урока чтения в одном классе и урока окружающего мира в другом. Однопредметное - проведение урока окружающего мира одновременно в двух классах.

2. При планировании учитывается степень умения работать самостоятель­но, уровень подготовленности учеников, уровень новизны и сложности мате­риала.

3. Используется фактор времени.

4. Структура урока представляет собой чередование самостоятельной ра­боты учеников в одном классе и объяснения учителя в другом, а так же провер­ки самостоятельно изученных знаний. Самостоятельной работой учащиеся за­няты от 25 до 75 % рабочего времени.

5. Следует приучать детей извлекать знания из разных источников: учеб­ников, справочников, наглядных пособий; выполнять практические задания.

Рассмотрим структуру урока во 2 и в 3 классах малоком­плектной школы: 


Виды  работы с учителем:

- объяснение нового материала (сложно, дети не могут сами);

- первичное закрепление материала и систематизация знаний;

- проверка уровня знаний;

- выявление осознанности, глубины и прочности усвоенного материала;

- проверка самостоятельной работы - заданий и пр.;

- опыты, практическая работа;

- обобщение изученного материала.

 Содержание самостоятельной работы учащихся:

- изучение нового материала;

- повторение по учебнику или по другим источникам изученного материала;

- упражнения для первичного закрепления материала;

- проведение некоторых практических работ;

- выполнение заданий с привлечением наглядности;

- просмотр презентации, фильма.

 Самостоятельные работы можно разделить на подготовительные, обучаю­щие и тренировочные.

Подготовительная самостоятельная работа: повторение, сопоставление фактов, предварительное чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовывание, наблюдение, проведение опытов.

При проведении самостоятельной работы учителю нередко приходится ис­пользовать карточки-задания, которые он изготавливает сам.

 Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие классы считаются малокомплектными?
  2. В чем особенность планирования уроков по окружающему миру в малокомплектных классах?
  3. Какие виды самостоятельных работ выполняют дети на уроке?
  4. Какие виды работы выполняются в малокомплектном классе непосредственно с учителем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры