1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ
Познание мира осуществляется в
соответствии со следующими когнитивными ступенями: ощущение, восприятие,
представление, понятие. Степень отражения образа мира будет проявляться через
овладение ребенком такими единицами содержания образовательного компонента
«Окружающий мир», как представление и понятие.
В процессе отражения ребенком
окружающей действительности возникает чувственное и логическое познание. На
основе деятельности органов чувств у детей формируются ощущения. В головном
мозге идет процесс отражения свойств, явлений и закономерностей. Из ощущений
складывается восприятие какого-либо предмета.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на анализаторы.
Представление - совокупность
существенных и второстепенных признаков определяемого предмета или явления,
зафиксированная в сознании в различном виде (вербально, графически,
символически). Это чувственно-наглядный образ предметов.
По степени своего соотнесения с областью науки
представления бывают бытовыми (донаучными) и научными. Они также
подразделяются на представления памяти, когда при назывании какого-либо
объекта в памяти всплывают наглядные образы, чувства, ощущения, связанные с
данным предметом. Есть представления воображения - образы, возникающие
без восприятия объекта (описание).
Представления бывают
единичные (река Волга, овраг в окрестностях школы) и обобщенные (птицы,
холмистая равнина).
Формирование представлений
осуществляется на основе возрастных особенностей младшего школьника -
чувственное и наглядно-образное мышление.
Представления необходимы при формировании
понятий.
Понятие - форма обобщенного научного знания, отражающая существенные
признаки, связи и отношения предметов и явлений, закрепляемая специальными
терминами и обозначениями (вербальными, ми).
Понятия от учащихся требуют
присутствия абстрактного мышления, поэтому их формирование более трудно, чем
представления.
Понятия так же делятся на общие и единичные,
бытовые и научные.
(Общее: рыбы — животные, обитающие в воде, тело которых покрыто
чешуей, дышат растворенным в воде кислородом, размножаются икрой. Единичное:
щука - хищная рыба, обитающая в пресноводных водоемах.)
В начальной школе
формируются первоначальные понятия. Главная их особенность состоит в том, что
не зависимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение
закономерностей, сущности объекта иди явления на имеющейся у школьников
чувственной основе. К первоначальным научным понятиям о природе можно отнести:
«живая и неживая природа», «части растения», «полезные ископаемые», «карта»,
«почва», «формы поверхности» и др.
Природоведческие понятие
имеют свою характеристику: содержание, объем и взаимосвязи с другими понятиями.
Содержание - совокупность существенных признаков, определяющих предмет
или явление, отражающих в сознании данное понятия. По содержанию понятия
делятся на простые и сложные. Простые понятия включают один
элемент знания о предмете или явлении. Сложные понятия включают в определении
простые.
По содержанию понятия
бывают: философские — пространство, время;
физические и химические - тело, вещество, молекулы, свойства воздуха и воды;
географические - географическая оболочка, полезные ископаемые, горы,
природные зоны, океаны, карта, страны и др.; фенологические - погода,
климат, облачность;
астрономические - сведения о Солнце, Земле как планете Солнечной системе;
биологические - морфологические (части растений), физиологические (способы
питания животных, фотосинтез), анатомические (внутренне строение человека) и
т.д.
сельскохозяйственные - фрукты и овощи, удобрения, строение почв, сорняки;
экологические — охрана природы, факторы среды, взаимосвязи со средой обитания;
исторические - развитие государства,
социальные - страна, город, нация, государство, раса, законы и права.
Объем - количество объектов, отражаемых в сознании с помощью
данного понятия. По объему понятия различают единичные и общие.
Взаимодействие с другими
понятиями. Для усвоения биологических и
географических понятий необходимы сведения из других наук: математики, изобразительного
искусства, литературы и др. Так, при знакомстве с картой, мы опираемся на цвет,
математический расчет при установлении масштаба.
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ
Механизм формирования понятий таков:
• возникновение ощущений;
• восприятие объекта или явления;
• формирование представления на основе
восприятия;
• на основе представление формируется понятие;
•
применение понятия на практике.
В 1 и 2 классах дети накапливают
образы предметов окружающего мира, формируют у себя представления. Формируемые
понятия в более старших классах следует представлять наглядно и позволять с их
помощью действовать.
Формировать понятия можно
1) индуктивно (от конкретного к общему) и
дедуктивно (от общего к частному);
2) опосредованно (в процессе специального
опыта), непосредственно (при наблюдении) и комбинированно (в деятельности
ребенка).
Методы: рассказ, беседа, иллюстративно-демонстрационный метод,
опыт, практическая работа, работа с учебником, дискуссия, объяснение, проблемный
метод, проектный метод.
Словарная работа – значение понятий в словаре,
орфография, кроссворд.
В педагогике существуют
уровни сформированности понятий
(по А.В. Усовой)
Уровень |
Характеристика уровня |
1.Эмпирический
(низкий) |
Накопление конкретных фактов. Узнавание объектов, работа
с подсказкой, пересказ запомнившегося. Соответствует отметке «3». |
2.
Образный (описательный) |
Обладание трафаретным мышлением (по образцу). Умение
устанавливать простейшие связи, привести примеры. Соответствует отметке «4». |
3.Понятийный
(теоретический) |
Отстаивание своей точки зрения, выявление
причинно-следственных связей, существенных признаков, моделирование
процессов и доказательство. Соответствует отметке «5». |
4.
Творческий |
Самостоятельное применение имеющихся знаний на практике
в новых условиях. Создание новых решений конкретной ситуации. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий