Формирование представлений и понятий

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ

Познание мира осуществляется в соответствии со следующими когни­тивными ступенями: ощущение, восприятие, представление, понятие. Сте­пень отражения образа мира будет проявляться через овладение ребенком такими единицами содержания образовательного компонента «Окружающий мир», как представление и понятие.

В процессе отражения ребенком окружающей действительности возни­кает чувственное и логическое познание. На основе деятельности органов чувств у детей формируются ощущения. В головном мозге идет процесс от­ражения свойств, явлений и закономерностей. Из ощущений складывается восприятие какого-либо предмета.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений, непо­средственно воздействующих на анализаторы.

Представление - совокупность существенных и второстепенных при­знаков определяемого предмета или явления, зафиксированная в сознании в различном виде (вербально, графически, символически). Это чувственно-наглядный образ предметов.

По степени своего соотнесения с областью науки представления бывают бытовыми (донаучными) и научными. Они также подразделяются на пред­ставления памяти, когда при назывании какого-либо объекта в памяти всплывают наглядные образы, чувства, ощущения, связанные с данным предметом. Есть представления воображения - образы, возникающие без восприятия объекта (описание).

Представления бывают единичные (река Волга, овраг в окрестностях школы) и обобщенные (птицы, холмистая равнина).

Формирование представлений осуществляется на основе возрастных особенностей младшего школьника - чувственное и наглядно-образное мышление.

Представления необходимы при формировании понятий.

Понятие - форма обобщенного научного знания, отражающая сущест­венные признаки, связи и отношения предметов и явлений, закрепляемая специальными терминами и обозначениями (вербальными, ми).

Понятия от учащихся требуют присутствия абстрактного мышления, поэтому их формирование более трудно, чем представления.

Понятия так же делятся на общие и единичные, бытовые и научные.

(Общее: рыбы животные, обитающие в воде, тело которых покрыто чешуей, дышат растворенным в воде кислородом, размножаются икрой. Единичное: щука - хищная рыба, обитающая в пресноводных водоемах.)

В начальной школе формируются первоначальные понятия. Главная их особенность состоит в том, что не зависимо от возраста учащихся осуществ­ляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта иди яв­ления на имеющейся у школьников чувственной основе. К первоначальным научным понятиям о природе можно отнести: «живая и неживая природа», «части растения», «полезные ископаемые», «карта», «почва», «формы по­верхности» и др.

Природоведческие понятие имеют свою характеристику: содержание, объем и взаимосвязи с другими понятиями.

Содержание - совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление, отражающих в сознании данное понятия. По содержа­нию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают один элемент знания о предмете или явлении. Сложные понятия включают в определении простые.

По содержанию понятия бывают: философские — пространство, время;

физические и химические - тело, вещество, молекулы, свойства воздуха и воды;

географические - географическая оболочка, полезные ископаемые, горы, природные зоны, океаны, карта, страны и др.; фенологические - погода, климат, облачность;

астрономические - сведения о Солнце, Земле как планете Солнечной систе­ме;

биологические - морфологические (части растений), физиологические (спо­собы питания животных, фотосинтез), анатомические (внутренне строение человека) и т.д.

сельскохозяйственные - фрукты и овощи, удобрения, строение почв, сорня­ки;

экологические — охрана природы, факторы среды, взаимосвязи со средой оби­тания;

исторические - развитие государства,

социальные - страна, город, нация, государство, раса, законы и права.

Объем - количество объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. По объему понятия различают единичные и общие.

Взаимодействие с другими понятиями. Для усвоения биологических и географических понятий необходимы сведения из других наук: математики, изобразительного искусства, литературы и др. Так, при знакомстве с картой, мы опираемся на цвет, математический расчет при установлении масштаба.

 

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ

Механизм формирования понятий таков:

   возникновение ощущений;

   восприятие объекта или явления;

   формирование представления на основе восприятия;

   на основе представление формируется понятие;

   применение понятия на практике.

 

В 1 и 2 классах дети накапливают образы предметов окружающего мира, формируют у себя представления. Форми­руемые понятия в более старших классах следует представлять наглядно и позволять с их помощью действовать.

Формировать понятия можно

1) индуктивно (от конкретного к общему) и дедуктивно (от общего к ча­стному);

2) опосредованно (в процессе специального опыта), непосредственно (при наблюдении) и комбинированно (в деятельности ребенка).

Методы: рассказ, беседа, иллюстративно-демонстрационный метод, опыт, практическая работа, работа с учебником, дискуссия, объяснение, проблемный метод, проектный метод.

Словарная работа – значение понятий в словаре, орфография, кроссворд.

 

В педагогике существуют уровни сформированности понятий

(по А.В. Усовой)

Уровень

Характеристика уровня

1.Эмпирический (низкий)

Накопление конкретных фактов. Узнавание объектов, рабо­та с подсказкой, пересказ запомнившегося. Соответствует отметке «3».

2. Образный (описательный)

Обладание трафаретным мышлением (по образцу). Умение устанавливать простейшие связи, привести примеры. Соответствует отметке «4».

3.Понятийный (теоретический)

Отстаивание своей точки зрения, выявление причинно-следственных связей, существенных признаков, моделиро­вание процессов и доказательство. Соответствует отметке «5».

4. Творческий

Самостоятельное применение имеющихся знаний на прак­тике в новых условиях. Создание новых решений конкретной ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры