1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО КОМПОНЕНТОВ
Экологическое
образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития личности, направленный на формирование системы научных и практических
знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, поведения и деятельности,
обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде
и здоровью.
Обучение - целенаправленный процесс формирования
системы знаний о природе, системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения, формирование умений и навыков применять
полученные знания.
Система знаний, которые получает ребенок в процессе экологического
образования, включает в себя основные природоведческие понятия и представления
о живой и неживой природе, о природных объектах, первичные географические
представления о карте и глобусе, элементарные сведения о планете Земля и
солнечной системе, знания о строении тела человека, личной гигиене. Кроме
того, учащиеся получают представления о взаимосвязи живой и неживой природы,
природоохранных мероприятиях, которые способствуют формированию навыков
правильного поведения в природе, о хозяйственной деятельности человека и
рациональном природопользовании.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования
ответственного отношения школьников и окружающей природой среде (И.Д.
Захлебный). Это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование
у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений
и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом (И.В.
Цветкова). Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развитие - целенаправленный процесс развития
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер.
Интеллектуальная
сфера - способность к целостному анализу экологической ситуации.
Эмоциональная сфера - эстетическое
восприятие и оценка среды.
Волевая сфера -
убеждение в возможности решения экологических проблем, стремление к
распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по
защите окружающей среды.
Конечная цель
экологического образования младших школьников - формирование экологической
культуры. Достигается по мере решения задач образовательных, воспитательных и
развивающих.
В «Концепции
общего среднего экологического образования» экологическая культура трактуется
как «совокупность нравственного опыта взаимодействия человека с природой и
развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях
устойчивого развития биосферы и общества».
Экологические
знания и умения формируют экологическое сознание. Экологическое сознание можно
определить, как единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности
(Н.Н. Вересов).
Внешним выражение экологического сознания
являются:
1) экологические
взгляды - суждения человека, касающиеся отношений с природой, его понимание
экологических связей человечества и среды, определенная точка зрения на
сущность важнейших явлений действительности;
2) экологические потребности,
являющиеся фундаментом для построения системы требований к окружающему;
3) экологические
ориентации - направленность человека на определенные ценности, определяющие
мотивацию его поведения;
4) целеполагание - действенное выражение
ориентации.
Экологическое
мышление - высшее проявление умственной деятельности, направленное на
присвоение системы научных знаний, способов теоретической и практической
деятельности по воспроизводству культурных ценностей и нормативов,
способствующее адаптивному природопользованию (С.Н. Глазачев, 1999).
Существует ряд педагогических условий,
которые необходимы для формирования экологической культуры младших школьников:
1. Современный
урок природоведения должен отвечать задачам экологического образования.
2. Ознакомление
ребенка с природой происходит в той местности, где он проживает.
3. Содержание воспитательного процесса должно
носить комплексный характер и обеспечивать разнообразие видов деятельности
(практическая, творческая, познавательная, игровая, др.) и направлений
(эколого-экономической, - эстетической, - природоохранной).
4. Следует
развивать эмоционально-чувственную сферу, обогащающая позитивными примерами
личный опыт младшего школьника.
5. Учащиеся должны
включаться в экологическую деятельность, направленную на сохранение и
улучшение природной окружающей среды.
6.
Развитие духовной потребности в общении с природой, стремления к познанию
окружающей действительности.
7. Основы
экологической культуры младших школьников должны заключаться в семье.
8. Работа
осуществляется в коллективной, групповой и индивидуальной форме; как на уроках,
так и во внеурочной форме.
Современная
школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований наряду с
традиционными (научность, доступность, систематичность, опора на использование
краеведческих материалов и др.). При постановке целей мы определяем систему
ценностей, которые надо сформировать у школьников в процессе обучения.
Второй
показатель современного урока использование эвристических методов обучения,
обеспечивающих создание творческой образовательной среды в классе и
интеллектуальное развитие детей. Использование развивающих заданий, проблемных
ситуаций и эвристических бесед на основе экологического материала неизбежно
приводит учащихся к формированию зачатков экологического мышления на уроках
ОМ.
Третье
требование к современному уроку - использование разнообразных приемов и методов
обучения - верный путь избежать скуки, монотонности, активизировать
мыслительную деятельность детей.
И, наконец,
современный урок в начальной школе должен быть направлен на формирование
личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей детей.
2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Использование
заданий, направленных на формирование экологического сознания и экологического
мышления младших школьников. Например, соотнесите экологическую проблему и ее
следствие.
2. Создание
ситуаций, вызывающих сострадание у детей по отношению к субъектам природы.
3. Использование
эмоционально окрашенного материала, обеспечивающего освоение детьми
нравственных норм, ценностей, культурных традиций (чтение экологических
сказок, текстов, стихотворений и их обсуждение; решение экологических задач,
просмотр презентаций с иллюстрациями экологических проблем).
4. Использование краеведческого материала.
Изучение информации о заповедниках края, занесенных в Красную книгу животных и
растениях.
5. Включение в урок
или внеурочное занятие этических бесед экологического содержания.
6. Использование творческих заданий в продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование), в речевом творчестве (сочинение стихов, загадок) и т.д. Способствует более осознанному формированию природоведческих понятий, развитию познавательных процессов и речи младших школьников.
7. Использование экологических игр.
8. Создание проблемных ситуаций.
9. Практическая деятельность младших школьников: посадка деревьев, уход за комнатными растениями, работа в уголке живой природы и на пришкольном участке, подкормка птиц, собственно природоохранная работа (бережное отношение к воде, проветривание, охрана леса от загрязнения, разъяснение малышам правил поведения).
10.Проведение экологических экскурсий. Использование экологической тропы.
11 .Массовая и групповая внеклассная работа. Проведение экологизированных праздников «Берегите птиц», «Праздник цветов», «Праздник урожая».
12.Нетрадиционная форма обучения. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
13.Включение детей в проектную деятельность. Основной целью проекта является создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий