Экологическое воспитание

 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО КОМПОНЕНТОВ

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и прак­тических знаний, умений и навыков, ценностных ориентации, поведения и дея­тельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социаль­но-природной среде и здоровью.

Обучение - целенаправленный процесс формирования системы знаний о природе, системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения, формирование умений и навыков применять полученные зна­ния.

Система знаний, которые получает ребенок в процессе экологического образования, включает в себя основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе, о природных объектах, первичные географические представления о карте и глобу­се, элементарные сведения о планете Земля и солнечной системе, знания о строении тела че­ловека, личной гигиене. Кроме того, учащиеся получают представления о взаимосвязи жи­вой и неживой природы, природоохранных мероприятиях, которые способствуют формиро­ванию навыков правильного поведения в природе, о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников и окружающей природой среде (И.Д. Захлебный). Это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом (И.В. Цветкова). Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развитие - целенаправленный процесс развития интеллектуальной, эмо­циональной и волевой сфер.

Интеллектуальная сфера - способность к целостному анализу экологиче­ской ситуации.

Эмоциональная сфера - эстетическое восприятие и оценка среды.

Волевая сфера - убеждение в возможности решения экологических про­блем, стремление к распространению экологических знаний и личное участие в практических делах по защите окружающей среды.

Конечная цель экологического образования младших школьников - фор­мирование экологической культуры. Достигается по мере решения задач обра­зовательных, воспитательных и развивающих.

В «Концепции общего среднего экологического образования» экологиче­ская культура трактуется как «совокупность нравственного опыта взаимодей­ствия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общест­ва».

Экологические знания и умения формируют экологическое сознание. Экологическое сознание можно определить, как единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н. Вересов).

Внешним выражение экологического сознания являются:

1) экологические взгляды - суждения человека, касающиеся отношений с природой, его понимание экологических связей человечества и сре­ды, определенная точка зрения на сущность важнейших явлений дей­ствительности;

2) экологические потребности, являющиеся фундаментом для построе­ния системы требований к окружающему;

3) экологические ориентации - направленность человека на определен­ные ценности, определяющие мотивацию его поведения;

4) целеполагание - действенное выражение ориентации.

Экологическое мышление - высшее проявление умственной деятельно­сти, направленное на присвоение системы научных знаний, способов теорети­ческой и практической деятельности по воспроизводству культурных ценно­стей и нормативов, способствующее адаптивному природопользованию (С.Н. Глазачев, 1999).

Существует ряд педагогических условий, которые необходимы для фор­мирования экологической культуры младших школьников:

1. Современный урок природоведения должен отвечать задачам экологи­ческого образования.

2. Ознакомление ребенка с природой происходит в той местности, где он проживает.

3. Содержание воспитательного процесса должно носить комплексный характер и обеспечивать разнообразие видов деятельности (практиче­ская, творческая, познавательная, игровая, др.) и направлений (эколого-экономической, - эстетической, - природоохранной).

4. Следует развивать эмоционально-чувственную сферу, обогащающая позитивными примерами личный опыт младшего школьника.

5. Учащиеся должны включаться в экологическую деятельность, направ­ленную на сохранение и улучшение природной окружающей среды.

6. Развитие духовной потребности в общении с природой, стремления к познанию окружающей действительности.

7. Основы экологической культуры младших школьников должны заклю­чаться в семье.

8. Работа осуществляется в коллективной, групповой и индивидуальной форме; как на уроках, так и во внеурочной форме.

Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требо­ваний наряду с традиционными (научность, доступность, систематичность, опора на использование краеведческих материалов и др.). При постановке це­лей мы определяем систему ценностей, которые надо сформировать у школь­ников в процессе обучения.

Второй показатель современного урока использование эвристических ме­тодов обучения, обеспечивающих создание творческой образовательной среды в классе и интеллектуальное развитие детей. Использование развивающих за­даний, проблемных ситуаций и эвристических бесед на основе экологического материала неизбежно приводит учащихся к формированию зачатков экологи­ческого мышления на уроках ОМ.

Третье требование к современному уроку - использование разнообразных приемов и методов обучения - верный путь избежать скуки, монотонности, ак­тивизировать мыслительную деятельность детей.

И, наконец, современный урок в начальной школе должен быть направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной дея­тельности с учетом индивидуальных особенностей детей.

 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Использование заданий, направленных на формирование экологическо­го сознания и экологического мышления младших школьников. Например, соотнесите экологическую проблему и ее следствие.

2. Создание ситуаций, вызывающих сострадание у детей по отношению к субъектам природы.

3. Использование эмоционально окрашенного материала, обеспечивающе­го освоение детьми нравственных норм, ценностей, культурных тради­ций (чтение экологических сказок, текстов, стихотворений и их обсуж­дение; решение экологических задач, просмотр презентаций с иллюстрациями экологических проблем).

4. Использование краеведческого материала. Изучение информации о заповедниках края, занесенных в Красную книгу животных и растениях.

5. Включение в урок или внеурочное занятие этических бесед экологиче­ского содержания.

6. Использование творческих заданий в продуктивной деятельности (ри­сование, аппликация, конструирование), в речевом творчестве (сочине­ние стихов, загадок) и т.д. Способствует более осознанному формиро­ванию природоведческих понятий, развитию познавательных процессов и речи младших школьников.

7. Использование экологических игр.

8. Создание проблемных ситуаций.

9. Практическая деятельность младших школьников: посадка деревьев, уход за комнатными растениями, работа в уголке живой природы и на пришкольном участке, подкормка птиц, собственно природоохранная работа (бережное отношение к воде, проветривание, охрана леса от за­грязнения, разъяснение малышам правил поведения).

10.Проведение экологических экскурсий. Использование экологической тропы.

11 .Массовая и групповая внеклассная работа. Проведение экологизированных праздников «Берегите птиц», «Праздник цветов», «Праздник урожая».

12.Нетрадиционная форма обучения. Младший школьник имеет специфи­ческие возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных ин­тересов. Все это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

13.Включение детей в проектную деятельность. Основной целью проекта является создание условий для развития чувства сопричастности к ре­шению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Игра на уроках окружающего мира

1. Роль игры 2. Виды игра 3. Методика игры